Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Внутренний враг

Перкутанный путь заражения: что это и его особенности

Перкутанный путь передачи. Что это такое

Перкутанным (трансдермальным) называют путь передачи инфекции, при котором свободноживущие личинки паразита попадают в организм хозяина, активно внедряясь в неповрежденную или поврежденную кожу. Это происходит при попадании на кожу человека почвы или воды, содержащей личинки.

Паразитарные заболевания, передающиеся таким путем, чаще всего встречаются в регионах с жарким и влажным климатом.

Заболевания, передающиеся перкутанным путем

К болезням, передающимся перкутанным способом, относятся шистосомоз и анкилостомоз.

Возбудителями этих инфекций являются кровяные сосальщики из рода Schistosoma, вызывающие шистосомоз, а также круглые черви Ancylostoma duodenale (кривоголовка двенадцатиперстная) и Necator americanus (кривоголовка американская), являющиеся возбудителями анкилостомоза.

Анкилостомоз

Заражение анкилостомозом происходит при попадании почвы, зараженной личинками анкилостом и некатора на кожу человека. В группе риска по этому заболеванию находятся садоводы и работники угледобывающих шахт.

Анкилостома

Анкилостомозом, кроме человека, могут болеть и кошки. Они так же заражаются перкутанным путем при попадании на кожу инфицированной почвы. Однако человек заразиться от своего домашнего питомца не может.

В случаях анкилостомоза личинка, внедряясь через кожу, попадает в кровеносный капилляр и начинает миграцию по большому и малому кругам кровообращения пока не окажется в тонком кишечнике. Там, как правило, в двенадцатиперстной кишке, личинка превращается в половозрелую особь. Анкилостомы могут жить и паразитировать в организме 8 лет.

Такое паразитирование, безусловно, сказывается на состоянии здоровья человека. В острую фазу, когда идет внедрение и прохождение личинки по системе кровообращения, наиболее частыми симптомами являются жжение и отек в месте внедрения и всевозможные аллергические реакции. После того как паразиты закрепляются в кишечнике, постепенно появляются и нарастают симптомы, связанные с механическим повреждением стенок кишечника присосками. Такие повреждения часто дают небольшие кровотечения, приводящие в итоге к развитию железодефицитной анемии.

Паразиты лишают организм хозяина многих ценных питательных веществ и витаминов. У человека развивается гиповитаминоз с соответствующими признаками, происходит снижение иммунитета. Со временем появляются различные симптомы нарушения деятельности пищеварительной системы:

  • Запоры.
  • Поносы.
  • Боли в животе.
  • Изжога.
  • Тошнота.
  • Метеоризм.

Выявить заболевание, передавшееся перкутаным путем, помогает исследование кала на яйца паразитов. Так же проводят иммунологическое исследование с целью обнаружения специфических антител. После подтверждения диагноза больному назначается специальная антипаразитарная терапия и комплекс общеукрепляющих мер. По окончании курса лечения трижды сдаются повторные анализы кала на яйца глист с интервалом в три недели.

При своевременном обращении к врачу и проведении необходимой терапии прогноз заболевания благоприятный.

Шистосомоз

Наиболее часто это заболевание встречается на африканском континенте. В России шистосомоз выявляется заметно реже, в основном у людей, побывавших в Африке.

Шистосома

Заражение происходит во время купания в загрязненных пресных водоемах. Личинки шистосом попадают в воду вместе с мочой и фекалиями зараженных людей. Затем они паразитируют в теле моллюсков, а потом вновь выходят в водную среду.

Попав на кожу, личинка активно внедряется в организм и уже через 10-15 минут возникает зуд и крапивница. Постепенно присоединяются боли в мышцах, головокружение, ухудшение общего самочувствия. Если заболевание не было выявлено и соответственно лечение не проводилось, то через 2 месяца наступает следующая фаза заболевания. У пациента появляются:

  • Сухой кашель.
  • Лихорадка.
  • Примесь крови в моче.
  • Изменение формулы крови — повышается количество лейкоцитов и эозинофилов. Ускоряется СОЭ.
  • Печень увеличивается в размерах.

Шистосомоз может протекать в легкой, среднетяжелой и тяжелой клинической форме.

В зависимости от места внедрения паразитов преобладает симптоматика со стороны либо мочеполовых органов, либо со стороны желудочно-кишечного тракта. На этом этапе пациенту необходима срочная медицинская помощь.

Заболевание выявляется при исследовании кала и мочи на наличие яиц шистосом. В некоторых случаях необходима цистоскопия и проведение биопсии тканей мочевого пузыря. Шистосомы относятся к «долгожителям». Они могут жить в организме человека до 15 лет, приводя к тяжелым поражениям и даже летальному исходу. Поэтому лечение следует начать как можно раньше. После курса терапии повторно сдаются анализы кала и мочи.

При своевременной диагностике и грамотном лечении прогноз заболевания благоприятный.

Меры профилактики

Профилактические мероприятия по предотвращению болезней, передающихся перкутанным путем делятся на две группы.

Личная профилактика

Если вы отправляетесь в страны с жарким климатом, то лучше воздержаться от купания в водоемах с пресной водой и хождения по земле босиком. Также необходимо тщательно мыть руки и ноги.

После возвращения домой необходимо сдать анализ кала на яйца глист.

Общественная профилактика

Меры со стороны государства сводятся к санации земельных участков и дезинфекция очистных сооружений от личинок некатора и анкилостомид.

По инициативе ВОЗ в бедных странах Африки используют противогельминтные препараты для людей из группы риска, ведут учет и лечение зараженных шистосомозом.

Пути проникновения паразитов в организм хозяина

Экологическая паразитология. Понятия «паразитарная система», «система паразит – хозяин». Взаимные морфофизиологические адаптации, возникающие в процессе формирования системы «паразит – хозяин». Паразитоценозы.

Изучением экологических аспектов во взаимоотношениях между паразитом и хозяином на организменном и популяционном уровнях занимается экологическая паразитология. По определению К.Р. Кеннеди (1978), экологическая паразитология изучает распространение и динамику встречаемости паразитов в пространстве, во времени и у различных хозяев, а также факторы, регулирующие взаимоотношения хозяина с паразитом на уровне отдельных особей и на уровне популяций.

Паразит и хозяин составляют единую взаимосвязанную, эволюционно сформированную систему, обитающую в определенных условиях среды. Взаимодействуя между собой на организменном уровне, они составляют систему «паразит – хозяин», а на популяционном уровне – «паразитарную систему».

Паразитарная система– это взаимодействующие между собой в биоценозе две или несколько видовых популяций, одна из которых является популяцией паразитов. Паразитарные системы, состоящие из двух компонентов (паразит – хозяин), называются двойными или двучленными, а состоящими из трех компонентов (паразит – переносчик паразита – хозяин), называются тройными или трехчленными. Паразитарные системы бывают простыми, когда каждый ее компонент представлен популяцией одного вида, и сложными, когда какой-либо компонент системы представлен популяциями разных видов. Пример простой двучленной паразитарной системы – (аскарида – человек); простой трехчленной – (риккетсии Провачека – вошь – человек); сложной двучленной – (балантидий – человек, свинья).

В системе «паразит-хозяин» на организменном уровне возникают тесные взаимосвязи. Паразит оказывает болезнетворное воздействие на организм хозяина, которое называется патогенностью. Оно заключается в следующем:

Во-первых, паразиты могут оказывать механическое воздействие по месту нахождения. Многие паразиты оказывают давление на органы и ткани в местах паразитирования, что может приводить к закрытию проходимости протоков, полостей, дыхательных путей, кровеносных сосудов, атрофии тканей или даже органа. Например, пузырь эхинококка вследствие механического давления вызывает атрофию печеночной паренхимы, цистицерки свиного цепня − атрофию мозговой ткани и т.д. Многие гельминты вызывают механическое повреждение тканей присосками, крючьями (например, свиной и бычий цепни) или их повреждение в процессе миграции (аскарида).

Во-вторых – внутрикишечные паразиты нарушают процессы поглощения и всасывания питательных веществ и витаминов в кишечнике человека. Длина бычьего цепня может достигать 7-10 метров. Всей поверхностью тела он всасывает питательные вещества кишечника, тем самым «объедая» своего хозяина. Зафиксировано активное поглощение кутикулой паразитов витаминов из кишечника при аскаридозе и энтеробиозе.

В-третьих, паразиты выступают как стресс-агенты: вызывают механическое и химическое раздражение энтерорецепторов, рефлекторно влияющее через центральную нервную систему на состояние и функции как органа, в котором локализуется паразит, так и других органов и систем. Этот путь воздействия объясняет причины неврологических проявлений у больных многими паразитарными заболеваниями (нарушения глубины сна, снижения физической и умственной работоспособности человека и др.).

В четвертых – вызывают аллергические реакции организма.

В пятых – многие паразиты способны подавлять иммунитет хозяина, делая его более восприимчивым к другим инфекционным агентам.

В-шестых, в ряде случаев некоторые паразитарные инвазии могут приводить к злокачественному перерождению клеток хозяина. Наглядной иллюстрацией этому может служить наличие связи между раком печени и инвазией кошачьим сосальщиком, между эхинококком и развитием карцином.

Организм хозяина также воздействует на организм паразита. Это проявляется, прежде всего, клеточными и гуморальными реакциями иммунной системы, направленными на уничтожение паразита или снижение интенсивности инвазии, а также тканевыми реакциями, приводящими к изоляции паразита. Например, в мышечной ткани позвоночных животных образуются соединительно-тканные капсулы вокруг личинок трихинелл.

Патогенное воздействие паразита на организм хозяина зависит от нескольких факторов: 1) от степени контакта паразита с тканями хозяина (чем больше степень контакта, тем выше патогенность: так патогенность внутриклеточных паразитов, например малярийного плазмодия, несравненно выше, чем патогенность остриц, обитающих в кишечнике); 2) от генотипов паразита и хозяина; 3) от состояния иммунного гомеостаза инвазированного организма; 4) от интенсивности инвазии.

Интенсивность инвазии характеризует количество особей паразита, одновременно паразитирующих в организме хозяина. Интенсивность инвазии может выражаться в условных единицах (низкая, средняя, высокая), либо в абсолютных единицах, указывающих на точное количество особей паразита в организме.

Несмотря на антагонистические взаимоотношения между паразитом и хозяином гибель ни одного из них часто не происходит, особенно это проявляется при наиболее «древних» паразитозах, например энтеробиозе. Это объясняется взаимной адаптацией компонентов этой системы, сложившейся в процессе длительной совместной эволюции.

Длительная совместная эволюция системы «паразит – хозяин» приводит к определенной взаимоприспособленности. Условия жизни паразита внутри тела своего хозяина резко отличаются от свободного существования во внешней среде. Эндопаразиту не приходится отыскивать себе пищу, у него нет необходимости в таких органах чувств, как глаза. Приспособление паразита к таким специальным условиям жизни неизбежно отражается на его организации и сводится к следующему:

1. к явлению общей дегенерации − упрощению строения, исчезновению тех органов или даже систем органов, которые не требуются в новых условиях существования;

2. к появлению органов фиксации или органов передвижения;

3. мощному развитию половой системы.

Например, у цестод отсутствуют пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, слабо выражен мышечный слой. Наряду с этим возникли адаптации прогрессивного характера: органы фиксации (присоски, ботрии, крючья), большая плодовитость, быстрый темп роста, роль кутикулы как защитного барьера от пищеварительных ферментов хозяина и т.д.

В организме хозяина может одновременно паразитировать не один вид, а несколько. Вступая во взаимодействие друг с другом и с организмом хозяина, они могут как усиливать, так и ослаблять сочетанное отрицательное воздействие. Совокупность паразитов и других симбионтов, обитающих в организме хозяина, в его отдельных органах, получила название «паразитоценоз». Этот термин был впервые предложен Е.Н. Павловским.

Различают следующие пути заражения человека:

1) Пероральный путь (через рот) является наиболее распространенным. Человек может проглотить цисты простейших, яйца и личинки гельминтов с зараженными овощами, фруктами, мясом, немытыми руками.

2) При внутрикишечном заражении в ворсинках кишечника наблюдается развитие из оплодотворенного яйца инвазинной личинки гельминта, а затем и взрослого паразита без выхода во внешнюю среду. Этот путь заражения наблюдается у карликового цепня и угрицы кишечной.

3) При трансплацентарном заражении инвазионные стадии паразита у беременной женщины могут проникать через плаценту в организм плода. Трансплацентарное заражение плода описано при заболевании беременной женщины токсоплазмозом, малярией, африканским трипаносомозом, висцеральным лейшманиозом, анкилостомозом.

4) Перкутанный путь заражения (активное проникновение инвазионных личинок через неповрежденную кожу) характерен для шистосом, анкилостомы, некатора и других паразитов.

5) Контактный путь заражения обусловлен прямой передачей возбудителя от инвазированного человека здоровому при контакте с загрязненными руками, бельем, медицинским инструментарием и т. д. Он наблюдается при заражении чесоточным зуднем, вшами, влагалищной трихомонадой (половой контакт).

6) Трансмиссивный путь заражения человека паразитами осуществляется переносчиками − кровососущими членистоногими. Различают два его способа: инокуляция и контаминация.

При инокуляции возбудитель активно вводится в кровь человека или животного со слюной с помощью ротовых органов переносчика в результате нарушения целостности кожных покровов хозяина.

При контаминации возбудитель наносится кровососом на неповрежденную кожу человека, а затем может активно втираться человеком при расчесывании зудящих мест. Инокуляция и контаминация могут быть двух видов: специфической и механической.

Для специфической инокуляциихарактерно сначала интенсивное размножение возбудителя в теле переносчика, а затем уже происходит его введение в организм человека или млекопитающего. Такой путь заражения наблюдается при малярии, лейшманиозах, трипаносомозах.

Механическая инокуляция наблюдается, когда возбудитель попадает на ротовые органы переносчика, переживает на них некоторое время, но не размножается, а затем вносится в ранку при сосании крови. Так происходит инокуляция мухой-жигалкой возбудителя сибирской язвы.

Специфическая контаминация наблюдается в тех случаях, когда возбудитель размножается в кишечнике переносчика и затем выводится на кожу хозяина с испражнениями переносчика или при отрыгивании им пищи, а затем втирается человеком при расчесывании. Так происходит заражение человека американским трипаносомозом.

При механической контаминации переносчики (например, мухи, тараканы) могут перенести на продукты питания цисты простейших, яйца гельминтов, болезнетворные бактерии кишечных инфекций (дизентерии, брюшного тифа и др.).

Паразитарные болезни, их классификация. Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболевания. Биологические основы профилактики паразитарных заболеваний человека.

Паразитарные болезни человека были и остаются глобальной проблемой здравоохранения. По данным ВОЗ, паразитарными болезнями в мире поражено более 4,5 миллиарда человек.

В настоящее время принята унифицированная номенклатура паразитарных болезней, которые обозначаются по зоологическому названию возбудителя, для чего к родовому названию возбудителя добавляется окончание «аз», «оз» или «ез» (амеба − амебиаз, лейшмания — лейшманиоз, фасциола − фасциолез).

Болезни человека, вызываемые патогенными простейшими, гельминтами или членистоногими, называются инвазионными в отличие от инфекционных болезней, вызываемых патогенными микробами, спирохетами или вирусами.

Инвазией называется заражение организма каким-либо паразитом животной природы. Повторное заражение человека или животного паразитами, которыми он уже ранее инвазировался и переболел, называется реинвазией. Иногда сам человек, зараженный каким-то паразитом, может служить источником заражения не только для окружающих, но и для самого себя. Такое явление получило название аутореинвазии. Оно часто встречается при энтеробиозе, когда дети грызут ногти, под которыми находятся яйца паразита, попавшие туда при расчесе перианальной области, и тем самым повторно заражают сами себя острицами.

Источником инвазий являются носители паразитов − больные животные, человек. Например, человек, больной аскаридозом, выделяет в окружающую среду яйца паразита, и тем самым способствует распространению этого гельминтоза.

В зависимости от цикла развития возбудителя заболевания делят на зоонозы и антропонозы.

Зоонозы − это болезни, возбудители которых могут паразитировать как у позвоночных животных, так и у человека (лейшманиозы, трипаносомозы, балантидиаз, таежный энцефалит, чума и др.).

Антропонозы − болезни, возбудители которых могут паразитировать только у человека (малярия, амебиаз, аскаридоз, энтеробиоз и др.).

Заболевания, возбудители которых передаются человеку при помощи кровососущих членистоногих, называются трансмиссивными. К ним относятся не только паразитарные (малярия, лейшманиозы, трипаносомозы, филяриозы), но и инфекционные (сыпной и возвратный вшивый тифы, чума и др.) заболевания.

Природно-очаговые заболевания−это инфекционные и инвазионные заболевания, которые могут длительное время существовать на определенных территориях (в исторически сложившихся природных биогеоценозах), независимо от человека. Учение о природной очаговости трансмиссивных болезней человека было разработано Е. Н. Павловским. Он дал следующее определение природной очаговости: «Это явление, когда возбудитель, специфический его переносчик и животные − резервуары возбудителя в течение смены своих поколений неограниченно долгое время существуют в природных условиях, вне зависимости от человека…».

Природный очаг болезни − это участок территории со свойственным ему биоценозом, который включает:

1) организмы − возбудители болезни;

2) организмы − носители возбудителей болезни, являющихся донорами для кровососущих членистоногих;

3) организмы − переносчики возбудителей от больного животного или природного резервуара к здоровому (реципиенту).

Природные очаги трансмиссивных заболеваний могут находиться как в дикой природе, так и в зоне активной деятельности человека (синантропные очаги). Формирование синантропных очагов обусловлено тем, что некоторые виды млекопитающих и птиц (козы, овцы, собаки, мышевидные грызуны, воробьи, ласточки и др.) являются носителями возбудителей природно-очаговых заболеваний и обитают рядом с человеком.

Из протозойных заболеваний природная очаговость установлена для лейшманиозов, токсоплазмоза, трипаносомозов. Среди гельминтозов к природноочаговым инвазиям относятся описторхоз, парагонимоз, шистосомозы, дифиллоботриоз, альвеококкоз, трихинеллез, филяриатозы и др. Природно-очаговый характер установлен также и для многих вирусных и микробных заболеваний (весенне-летнего энцефалита, бешенства, клещевого возвратного тифа, чумы и др.).

Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости заболеваний позволило разработать новые методы их профилактики. Оно нашло признание во всем мире и принято Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

Профилактика паразитарных заболеваний включает биологические, химиопрофилактические и иммунологические методы.

Биологические методы базируются на строгом учете жизненного цикла паразита и направлены на его разрыв. Они включают в себя охрану водоемов от попадания в них фекалий, осушение водоемов, уничтожение паразитов или их отдельных стадий развития во внешней среде, уничтожение промежуточных хозяев и переносчиков.

Химиопрофилактические методы направлены на уничтожение паразита в организме хозяина (химиотерапия лекарственными препаратами).

Иммунопрофилактические методы включают в себя иммунизацию населения. Эти методы широко применяются для профилактики инфекционных заболеваний. Разработка иммунопрофилактики инвазий имеет ряд существенных затруднений и находится в настоящее время на стадии разработки.

Меры профилактики природно-очаговых заболеваний включают в себя мероприятия по контролю численности носителей заболевания (резервуарных хозяев) и членистоногих-переносчиков, путем воздействия на условия их обитания и темпы их размножения с целью прервать циркуляцию возбудителя в пределах природного очага.

Большое значение в развитии профилактического направления медицинской паразитологии имело учение К.И.Скрябина о девастации. Девастация – это комплекс мероприятий, направленных на истребление возбудителей болезней на всех фазах их жизненного цикла, всеми доступными способами механического, физического, химического и биологического действия. Девастация позволяет провести либо полное уничтожение возбудителей, либо резкое сокращение их численности на определенной территории.

Внутренний Враг

Только вам решать сейчас – поддаться соблазну Внутреннего Сопротивления и оставить все как есть, или дать ему в харю и прожить жизнь достойно и качественно.

Сегодня я предлагаю вам выдержку из книги Виктора Орлова «Интимные секреты технологий влияния». И речь пойдет об управлении мотивацией.
Я, как и многие из вас, мои дорогие друзья, подписан на ряд рассылок в рунете. Бывает очень тяжело вычленить из потока информационного хлама, впаривания «волшебных таблеток» от всех проблем и несчастий, и подобной дребедени, поистине жемчужины знания.
Ювелиры слова встречаются в рунете так же редко, как и подснежники в январе.
Но эти люди все же есть! Одним из них является Виктор Орлов — мастер технологий влияния и личной харизмы.
Предоставим слово ему…

Сложность не в том, чтобы написать что-то гениальное…
Сложность в том, чтобы усадить свою жопу написать что-то гениальное…
Я поднимаюсь в 7 утра…
Проделываю утренний ритуал – ванная, кухня, кабинет…
Отвечаю на звонки, проверяю почту…
Открываю начатые проекты, отбираю актуальщину, вхожу в состояние «стрим» и тарабаню по клаве до момента, пока выпить кофе не становится суровой необходимостью.

Перечитываю написанное, правлю опечатки, редактирую, отвечаю на мейлы, генерю ссылки заказов и коучу студентов многочисленных “приваток”.
Ругаюсь с издательствами, сбрасываю содеянное за день в бэкап и иду в соседнее кафе на подумать и отдохнуть.
Сколько страниц я сделал за день?
Мне пофиг…
Какого они качества?
По барабану…
Я не думаю об этом.

Все, что для меня важно – это то, что я осмысленно потратил все отведенное мне на сегодня время.
В ЭТОТ день, в этот творческий заплыв я дал в морду своему Внутреннему Сопротивлению…
Каждый из нас имеет две жизни – ту, которой мы живем и ту, которая так и остается непрожитой до конца наших дней.
Между этими жизнями есть граница, именуемая Внутренним Сопротивлением – стремление тормозить и останавливаться.
Если вам приходилось когда-то бросать занятия йогой, спортом, медитацией или бизнесом; покупать тренажер, который потом собирал пыль в углу – то это и вам хорошо знакомо.

Вас когда-нибудь тащило в активную жизнь, работу, увлечения, миссионерство, путешествия, заботу о других?
Вам снился образ самого себя – более крутого и великого, чем тот, кто вы есть сейчас?
Не того пивного бочонка, который зависает бесцельно у компа день и ночь, а человека с перспективами, амбициями и победами…
Приходилось ли вам чувствовать себя писателем, который ни хрена не пишет или творцом, который ни хрена не творит?
Тогда вы знаете, что это за паршивое состояние…

Внутреннее Сопротивление – это самая паскудная вещь на свете. Это козырная причина всех несчастий, нищебродства и задрочества.
Даже импотенция имеет своей причиной исключительно этот фактор.

Внутреннее Сопротивление ломает наш дух.
Оно делает нас намного меньше, чем те, какими мы рождены.
Слово «гений» происходит от латинского слова означающего «внутренний дух».
Гениальность есть у каждого – одни с ее помощью варят борщ, другие пишут картины…
Это – сосуд, в котором мы храним самих себя.
Но оборотной стороной Гения (тенью, которую он отбрасывает), является Внутреннее Сопротивление.
И чем ярче наша Гениальность — тем это сопротивление сильнее.
Оно быстрее, чем пуля, разрушительнее, чем стремительно несущийся локомотив – и от него сложнее избавиться, чем от самой страшной наркозависимости.

Миллионы наших сограждан откинули копыта, так и не добившись успеха в жизненных играх.
И самая большая засада в том, что эта сука остается невидимой – мы даже не подозреваем, что именно отгрызает нам яйца.
Мы ищем врагов, а наш самый главный враг нагло пялится нам в морду…
Если бы в один прекрасный момент эта тварь внезапно исчезла с лица земли, мир трудно было бы узнать.
В нем не осталось бы ни преступности, ни лжи.
Табачные компании разорились бы напрочь, а пресловутое быдло отошло бы в анналы истории…
Вместе с ожирением, мигренью и перхотью.
Но пока эта гадюка побеждает…
Думаете, что этот гнусный тихий внутренний голос, призывающий вас забить на все – это лишь ваше воображение?
Хрен там. Эта сволочь убивает вас…

Когда Внутреннее Сопротивление тормозит ваши светлые порывы – вы начинаете разрушать.
Тип по имени Адольф хотел стать художником.
В 18 лет он взял 700 крон наследства и поехал в Вену на учебу в художественное училище.
Вы когда-нибудь видели его картины?
Ни фига. Внутреннее Сопротивление сломало ему кости.
Этому уроду легче было развязать Вторую Мировую, чем преодолеть внутренние тормоза при виде пустого холста.
Подумайте над тем как ВЫ живете…
Может уже пора все менять?
Далай Лама сказал: «Враг – это очень хороший учитель».
А врага нужно знать в рыло…

Посмотрим на примерный список дел, которые включают Внутреннее Сопротивление:

  • Креатив – танцы, живопись, музыка, копирайтинг и так далее…
  • Стартапы
  • Попытка заняться здоровьем или сесть на диету
  • Самосовершенствование и духовные практики
  • Занятия спортом • Избавление от плохих привычек
  • Обучение
  • Действие, направленное на эмоциональную привязанность (например, решение завести детей или вступить в брак)
  • Ответственный моральный и этический выбор в сложной ситуации

То есть:
«Все, что направлено на долгосрочную перспективу (и исходит от Высшей Части Нашей Личности), а не на сиюминутное ублажение ЭГО, вызывает злобную активность Внутреннего Сопротивления»
Аминь.
Чьи-то похороны…

Каковы же характеристики этой сволоты?

1. Невидимость
Внутреннее Сопротивление невидимо.
Его нельзя услышать, увидеть или унюхать.
Его можно лишь почувствовать.
Обычно мы воспринимаем Внутреннее Сопротивление как негативную «энергию отталкивания», происходящую от той работы, которую мы делаем или начинаем делать.

Цель этой энергии — увести нас в сторону от Главного Вектора – успеха в данной области.
Она стремится отвлечь нас и не дать заниматься тем, чем мы занимаемся.

2. Внутреннее Сопротивление находится внутри нас.
Когда мы находимся в жопе, благодаря Внутреннему Сопротивлению, мы считаем, что причины лежат вне нашей персоны.
Мы приписываем свои расколбасы супругу/ге, начальнику, властям, детям и так далее.
Иногда это действительно имеет место быть – но это особая ситуация, о которой ниже.
Намного чаще причина – в нас любимых.
Внутреннее Сопротивление – это враг, живущий внутри.

3. Внутреннее Сопротивление – это хамелеон.
Внутреннее Сопротивление будет петь любые песни, чтобы сбить вас с пути истинного.
Будет придумывать любые отмазоны.
Оно будет лгать, пугать, угрожать, соблазнять, уговаривать, убеждать логически…
Это хамелеон – зверь замысловатый и хитрый, принимающий любой окрас и форму – лишь бы вас нае обмануть.
Это подлец без стыда и совести.
Внутреннее Сопротивление заключит с вами сделку, пообещав все блага мира, а потом кинет, как ни в чем не бывало.
Если вы поддадитесь его уговорам, то заслуживаете того, что вас ждет.
Оно всегда лжет и его речи всегда полны сладкого дерьма…

4. Внутреннее Сопротивление неумолимо.
С ним нельзя прийти к мирному соглашению.
Оно, как Терминатор – умеет только разрушать и порабощать.
Его единственная цель – не дать делать работу.
Даже, если вы оставите от него только одну молекулу – эта молекула постарается оторвать вам башку.

5. «Ничего личного».
Внутреннему Сопротивлению похер, кто вы такой.
Оно не знает вас и ему на это на с…ть.
Оно — природное явление, действующее внутри нас объективно.
Ему пофиг – тормозить планеты или девочку Машу.
Главное правило:
«Чем важнее какая-либо цель для развития Личности – тем сильнее то Внутреннее Сопротивление, которое при этом возникает».
Написанное выше — точный ориентир по расстановке жизненных приоритетов.
Внутреннее Сопротивление – это враг которого нужно побеждать каждый день снова и снова.
И этот враг не пытается ограничить или обездвижить.
Он пытается убить.
И топливом для него служит страх.

6. Деградация.
Внутреннее Сопротивление всегда тормозит только движение из задницы к свету.
И никогда не мешает двигаться наоборот.
Каждая попытка стать способнее, успешнее, богаче, здоровее, добрее и этичнее – вызывает его атаку.
Но если вы работаете над проектом или строите бизнес и вам захочется побухать или устроиться на работу дворником – вам никто не станет мешать.

7. Кончита Мартинес.
Внутреннее Сопротивление сильнее всего проявляется перед завершением действий.
Чем ближе результат, тем выше опасность.
В этот момент этот Внутренний Враг понимает, что его вот-вот замочат и врубает кнопку паники, пуская в ход весь арсенал подавления.
Будьте особо осторожны, когда работа близится к успешному завершению.

8. Вербовка союзников.
Внутреннее Сопротивление по факту является нашим собственным дьявольским созданием.
Но есть одна опасность, о которой нужно иметь представление.
Это саботаж со стороны других.
Чем ближе вы к получению важного результата, тем более странно начинают себя вести некоторые из тех, кто вас окружает.
Они могут впасть в проблемы, болезни и депрессии, начать обвинять вас в различных грехах и винить в недостойных и неправильных поступках.
И чем эти люди к вам ближе, тем больше вероятность такого поворота событий.
Вас пытаются саботировать.
Причина в том, что эти люди неосознанно пытаются бороться со своим собственным Внутренним Сопротивлением.
И ваш успех – это упрек для них.
Если они не могут разогнать своих чертей, то какого, спрашивается, разрешать это вам?
Посему, нужно быть безжалостным не только к себе, но и к другим.
Вас всегда попытаются «снять с поезда» и оставить в том болоте, в котором вы торчали, и в котором торчат остальные.
Снять под любым предлогом.

Так что, если вы лезете через колючую проволоку, а ваш друг внезапно хватает вас за штаны и тянет назад – вырвитесь и продолжайте путь без него.
Лучшее, что вы можете сделать для остальных – это служить примером для вдохновения и подражания.
Я мог бы двигать эту тему и дальше, говоря о симптомах, о проявлении Внутреннего Сопротивления в сексе и бизнесе и о массе других предельно важных и нужных фишек, которые в свое время помогли мне разобраться с этой проблемой и начать побеждать ее беспощадно и постоянно.
Но я оставляю вам шанс на то чтобы самостоятельно решить – идти дальше или нет.
Только вам решать сейчас – поддаться соблазну Внутреннего Сопротивления и оставить все как есть, или дать ему в харю и прожить жизнь достойно и качественно.

Механизмы Внутреннего Сопротивления изучены очень хорошо, и инструменты для его преодоления известны.
Но они не для широкой публики, ибо не каждый страдалец «паблика» реально готов отодрать зад от дивана и начать трудную и опасную войну с внутренними демонами.

Вывод: Только вам решать сейчас – поддаться соблазну Внутреннего Сопротивления и оставить все как есть, или дать ему в харю и прожить жизнь достойно и качественно.

Кому это реально необходимо скажу:»Вы знаете где меня найти»

О врагах России…

Враги России не дремлют!

У России множество врагов, как и всегда это было…
Существуют внутренние и внешние враги, и если с внешними врагами все понятно, как с ними бороться и откуда ждать подвох, то с внутренними врагами дела обстоят куда сложнее.

Внутренний Враг России номер один — это отдельные граждане нашей необъятной родины, которые следует разделить на несколько видов и подвидов. Объединить таких людей следует одним общим понятием — «несознательные элементы общества».

К несознательным элементам общества, относятся уголовные преступники, «политические проститутки» и должностные лица-вредители. Эти три вида несознательных элементов подразделяются на подвиды, а их подвиды на классы, а классы на группы, но я рассмотрю, только подвиды, так как обсуждение более конкретных понятий займет уйму времени.

И так, вид уголовные преступники, скрывает в себе подвиды — «профессиональные преступники» (не зависимо от их уголовной специальности, уровня общественной опасности и других критериев) это лица, как правило кочующие с воли за решку и обратно, но это при условии если их розыском не занимаются представители другого вида врагов — должностные лица-вредители, а то даже могут и преспокойно обитать на вольных хлебах достаточно долгое время. Данный вид приносит экономический вред стране и конкретным гражданам, в отдельных случаях посягают на жизнь и здоровье граждан. Попадая за решетку, большинство из них продолжает вредить государству, прозябая в бараке без работы и тратя на своё содержание деньги налогоплательщиков, котором кстати и приносил вред на воле…

«Профессиональные преступники»

Другой подвид — это «потенциальные преступники», лица ведущие асоциальный образ жизни, лица живущие по своим выдуманным жизненным принципам, противоречащим закону (как правило эти самые принципы они ложно выдают за понятия присущие предыдущему подвиду), лица на грани совершения преступлении — не опасающиеся последствий и осознающие противоправность своих действий. Как правило к таким лицам относятся лица подражающие первому подвиду, профессиональным преступникам, желающие стать представителями первого подвида, но по каким-то причинам не могущие, так же к названному подвиду относятся алкаши, наркоманы, БОМЖи. Особые социальные группы данного подвида составляют малолетние и несовершеннолетние лица, по каким-то причинам подпадающие к данному подвиду.

«Потенциальные преступники»

Следующий вид, который логичнее было бы рассмотреть в данной последовательности — это должностные лица-вредители, подвиды многочисленны, начнем по степени опасности, подвид «оборотни в погонах» в их ряды входят все представители вражеского сообщества, осуществляющие свою деятельность в рядах силовых структур будь то полиция или армия. как правило данный подвид, осуществляет свою вредительскую деятельность исключительно из корыстных целей, степень опасности зависит от группы и класса вредителей данного подвида, опасность может быть как незначительной, так и в масштабах государства и безопасности населения страны..
Кроме мотивов личной выгоды, в данном подвиде встречаются «особи» осуществляющие вредительство по личным мотивам, мотивам связанным с удовлетворением своих амбиций, к ним можно отнести некоторых представителей полиции, рядового состава, так же представителей вооруженных сил, особенно солдат срочной службы, которые устраивают дедовщину и других.

«Оборотни в погонах»

Подвид «Кремлевские дармоеды» — это отдельные коррумпированные чиновники гос. аппарата — всевозможные депутаты, члены правительства и другие лица живущие за счет «нетрудовых доходов». Эти представители подвида, осуществляют свою вредительскую деятельность по мотивам личной материальной выгоды, а так же с целью продвижения по службе. Данные враги несут крупный финансовый ущерб государству, возможны губительные последствия для страны и народа, в виде неправомерный действий данных лиц, в виде принятия «не правильных» законов, решений в рамках государства.

«Кремлевские дармоеды»

Следующий подвид — «бюрократы средней руки», отдельные лица занимающие должности в О.М.С и в Субъектах федерации, осуществляющие свои непосредственные обязанности только после вливаний денежных средств от заинтересованных лиц. Действуют по мотивам личной выгоды и как показывает практика, традиции ради))))

«Бюрократы средней руки»

Последний вид врагов России — это «политические проститутки», я умышленно взял термин Ленина, так как никакой иной к данному виду не подошел бы..
Подвиды — «Надувные политики», к данному подвиду относятся публичные лица, которые претендуют на «место под солнцем», громко кричат разные лозунги, обязательный фактор — это непримиримая оппозиционность действующей власти. Мотивы у таких лиц как правило двойственный, получить материальную выгоду , а так же известность, публичность, пиар.. Почему я их назвал надувными? Потому что в исходном положении — это как правило незаметные никчемные люди, не могущие себя достаточно реализовать и желающие вышеперечисленных благ. Если говорить образно похожи на презерватив, но потом они находят или их находят заинтересованные лица, как правило из числа внешних врагов и начинают их «надувать» — деньгами, раскруткой в массах и т.д. Потом, когда презерватив принимает форму шарика, он начинает взлетать вверх и создавать видимость благих дел. Данный подвид осуществляет организацию, координацию разного рода акций, общественных объединений в который входят представители двух других подвидов.

«Надувные политики»

Следующий подвид — «Притворщики», в их ряды входят заслуженно знаменитые и когда-то или в данный момент популярные лица. Мотивы этих лиц — материальная выгода бешеная раскрутка в рядах следующего подвида. И частично у простых граждан. Эти лица могут быть известными артистами, деятелями культуры, спортсмены и т.д., которые выступают в поддержку «Надувных политиков». Вышеназванные два подвида приносят вред государственному строю России, замахиваются на суверенитет России и проводят подрывную пропагандистскую деятельность.

«Притворщики»

Последний подвид «Навальнята «. Это менее опасные враги России, однако НЕ менее коварные и вредные, которые по большей мере приносят неудобства добропорядочным гражданам, чем реальный вред, но все же зачислены мною в ряды врагов России, так сказать как пособники — бездумная пехота. Они радостно поливают грязью действующую власть, конкретных людей, выходят на митинги, зачастую незаконные, осуществляют травлю любого, на кого дадут команду фас. По возрастной группе зачастую состоят из молодых людей 14-20лет. Мотивы большинства — личное моральное удовлетворение от процесса своей деятельности. Иногда мотивы — личная выгода, но она ничтожна и не сравнима с предыдущими подвидами врагов России…

«Навальнята «

Говоря о союзниках России — бессменно в борьбе с внешними врагами это Армия и Флот.

В борьбе внутренними врагами — правоохранительные органы, в частности верные и преданные сотрудники, которые служат России не взирая ни на что. Которые честно, не беря взяток, выполняют свои обязанности и защищают нас от преступных элементов. Которые не считаясь с собственным временем, входят на площади столицы на усмирение оголтелой толпы «двухпроцентного дерьма», расшатывающего страну.

Также следует заметить, что важную роль в борьбе с внутренними врагами, занимают граждане, которые не поддаются на влияние ни одной из представленных групп врагов страны.

Все вместе, сообща, мы можем справиться с любой угрозой и победить любого врага!

Book: Внутренний враг

Шишкин И.С.

Внутренний враг

Второй раз за XX век, вследствие удара не извне, а изнутри, Россия переживает «тяжелейший кризис, ставящий под вопрос само существование русского этноса и российского государства. Неудивительно поэтому, что отечественная научная мысль неоднократно обращалась к проблеме внутренних потрясений, вызванных не борьбой тех или иных групп за преобладание в этносе, а борьбой на уничтожение нации, ее культуры и государственности. К сожалению, результаты этих исследований в силу целого ряда причин (запреты — раньше, информационная блокада — теперь) малоизвестны и почти не оказывают влияния ни на формирование общественного мнения, ни на реальную политическую деятельность. Цель настоящей статьи — обобщение достигнутого в данной области двумя крупными русскими учеными — Л.Н. Гумилевым и И.Р. Шафаревичем, а также анализ на этой основе причин и характера кризиса в России во второй половине XIX-XX в.

Необходимость совместного рассмотрения работ Л.Н. Гумилева и И.Р. Шафаревича обусловлена тем, что они с различных точек зрения исследовали одну и ту же проблему. Л. Н. Гумилев при рассмотрении причин внутренних катастроф, не связанных с закономерностями этногенеза, шел от природы, от этноса и создал теорию этнических антисистем — объединений людей с отрицательным мироощущением. Н.Р. Шафаревич же шел от общества, объектом его изучения была деятельность социальных групп, стоящих за подобными катастрофами, и как результат теория «малого народа». Правомерность такого синтеза подтверждается, в частности, тем, что Л.Н. Гумилев в одной из своих поздних работ («Древняя Русь и Великая степь») употреблял термины «малый народ» и «антисистема» как синонимы. 1. Свойства антисистем

Для того чтобы понять, почему еще не впавшие в старческий маразм, полные жизненных сил этносы иногда губят окружающую их природную и культурную среду, созданную предками государственность, необходимо вспомнить, что этносы — это не просто природные системы, развитие которых определяется природными закономерностями, а природные системы, состоящие из живых людей, наделенных свободой воли. В том числе свободой выбора направленности действий: на созидание или на разрушение.

Исследуя причины этнических катастроф, Л.Н. Гумилев открыл роль мироощущений в жизни народов. Он доказал, что направленность деятельности людей определяется глубинными пластами психики — мироощущением, а политические программы, лозунги, идеологические построения — это лишь рябь на поверхности океана. Люди отдают всех себя служению какому-либо делу (оно может быть созидательным или разрушительным), руководствуясь не идеями, а идеалами, далекими прогнозами, часто даже ясно не осознанными, своим отношением к окружающему миру. При этом Л.Н. Гумилев сформулировал принцип биполярности биосферы. Он означает, что если брать за точку отсчета природу, то возможны два полярных ощущения мира: жизнеутверждающее и жизнеотрицающее.

В первом случае, человек ощущает себя частью природы, не противопоставляет себя животным и подобно им убивает, чтобы поесть или защитить себя. Жизнь и смерть идут рука об руку, возникает разнообразие, которое передается в психическую сферу, создает искусство, поэзию, науку. Но, конечно, за радости и печали бытия приходится платить закономерной физической гибелью.

Во втором случае, человек противопоставляет себя природе, видит в ней сферу и источник страданий. При этом он обязан включить в отвергаемую биосферу и свое собственное тело, от которого необходимо освободить «душу», т.е. сознание. Пути для этого предлагались разные, но принцип был всегда один отрицание мира как источника зла (1, с.2531.

Наиболее полно и ярко чувства людей, их ощущения передает поэзия, поэтому проиллюстрирую суть принципа биполярности стихотворными строками.

Первая позиция:

С сотворения жизни стократы

Умирая, менялся прах

Этот камень рычал когда-то,

Этот плющ парил в облаках.

Убивая и воскрешая,

Набухать вселенской душой

В этом воля земли святая,

Непонятная ей самой.

Н. Гумилев

Вторая позиция:

Ладейников прислушался. Над садом

Шел смутный шорох тысячи смертей.

Природа, обернувшаяся адом,

Свои дела вершила без затей.

Жук ел траву, жука клевала птица,

Хорек пил мозг из птичьей головы,

И страхом перекошенные лица

Ночных существ смотрели из травы.

Природы вековечная давильня

Соединяла смерть и бытие

В один клубок, но мысль была бессильна

Соединить два таинства ее.

Н. Заболоцкий

Как видим, обе позиции последовательны и логически неопровержимы, можно выбрать любую. Причем существование этих двух полярных мироощущений, а соответственно — несовместимых поведенческих и психологических структур прослеживается на протяжении всей истории человечества, что естественно влияло и влияет на судьбы этносов. Причина понятна. Если человек, не приемлющий сложный в своей иррациональности мир, пассионарен, то не действовать он не может. Если же он еще к тому же умен и талантлив, то в результате такого неприятия мира рождаются часто очень логичные, красивые и увлекательные теории, оправдывающие неприятие неправильно устроенного мира и его разрушение, теории, способные вовлечь в свою орбиту массы людей и тем самым создать антисистему — объединение людей с негативным мироощущением.

Приведу конкретные примеры. Одной из грандиозных антисистем древности было манихейство. Коротко его суть в следующем: первоначально свет и тьма существовали раздельно; тьма подошла к границам света и попыталась вторгнуться; против вышел первочеловек; тьма обволокла его и разорвала на части; это и есть окружающий нас мир — смесь мрака со светом; зло мира мучения духа в тенетах материи; материальный мир подлежит уничтожению ради освобождения света из его оков. Мораль. в манихействе естественно отменялась. Ведь если материя — зло, то всякое истребление ее любой ценой — благо, будь то убийство, ложь, предательство. По отношению к материальному миру все позволено .

Проповедь манихейства во Франции привела к возникновению движения катаров или альбигойцев. В результате создание Первой инквизиции, альбигойские войны, моря крови. Результат отнюдь не случайный. Возьмем другое время и другой географический регион

Уйгурия. В силу ряда причин уйгуры приняли манихейство как государственную религию и могучий, талантливый народ сгнил на корню .

Примером тому является маздакизм. В 491 г. в Иране во время тяжелого кризиса вельможа Маздак предложил шаху стройную концепцию спасения государства. По этой концепции источником зла была объявлена неразумная стихийная природа, включая и эмоции человека; источником добра — разум. Соответственно, все беды страны — от неразумности, а спасти государство можно, только перестроив его жизнь по законам разума. Перестройка длилась долго, около сорока лет. Сорок лет террора и крови. Закончилось все лишь после переворота царевича Хосроя: Маздака повесили, а народ в порыве «любви» к своим «благодетелям» пойманных маздакитов закапывал живыми в землю. Однако силы Ирана оказались надолго подорваны. Таким был итог столкновения этноса с антисистемой маздакизма.

Конечно, это пример из глубокой древности, но необходимо учитывать, что антисистемы, выступающие в форме различных общественно-политических доктрин и движений, в последние века оказывают наиболее сильное влияние на историю народов. Поэтому в настоящей статье основное внимание будет уделено рассмотрению свойств именно таких антисистем и их воздействию на Россию в XX в.

Наряду с антисистемами религиозно-философскими (неприятие мира в целом), общественно-политическими (неприятие многообразия социального развития) можно условно выделить и третью группу — антисистемы экологические, т.е. основанные на неприятии стихийности и иррациональности природы. Именно отрицательное мироощущение является источником технократических утопий, стремления устранить «огрехи» природы. Оно лежит в основе всех грандиозных проектов ее переустройства: повернуть реки, растопить льды Антарктиды, повесить над планетой зеркала, дабы всегда был день и т.п. Не случайно Л. Н. Гумилев называл антисистемы еще и системами отрицательной экологии.

Говоря об антисистеме, необходимо ответить на вопрос — из кого она состоит, при каких условиях появляется и как ей удается втянуть в свою орбиту относительно большие группы людей? В основе жизнедеятельности любого этноса лежит положительное мировосприятие, что и позволяет ему устанавливать взаимосвязь с родным ландшафтом, создавать и развивать свой неповторимый стереотип поведения и систему ценностей — этнокультурную доминанту. Поэтому для того, чтобы войти в антисистему, нужно стать вне этноса, порвать со всеми традициями своего народа, ценностями, впитанными с молоком матери, а это очень сильная психическая ломка. Кроме того, мощные импульсы пассионарных толчков порождают, во-первых, импульсы созидательные, а во-вторых, в значительной мере лишают людей возможности выбирать свою совершенно особую линию поведения. Если у кого-то такое желание возникает, то коллектив не дает персоне развернуться. Поэтому, как подчеркивал Л. Н. Гумилев, «в процессе нормального этногенеза антисистема не может возникнуть» .

Однако этносы развиваются не изолированно. Они постоянно вступают в те или иные формы контакта друг с другом. Так вот, в зонах химерного контакта, где живут, перемешавшись, этносы, принадлежащие к различным суперэтносам с взаимной отрицательной комплиментарностью, несовместимыми системами ценностей, и возникают антисистемы. Объясняется это следующим. В химерах взаимопроникаюшие чуждые этнические и культурные системы уравновешивают и взаимопогашают друг друга, и свободная воля человека оказывается в силах преодолеть инерцию этнической традиции, оказаться вне ценностей своего народа, сменить знак направленности действий, т.е. выйти из этноса, стать свободным атомом. Кроме того, какофония стереотипов поведения и систем ценностей воспринимается людьми как нечто противоестественное, возникает постоянное подсознательное раздражение, а отсюда — нелюбовь к окружающему миру, столь неудобно устроенному, попытки с помощью строгой логики оправдать ненависть к нему и стремление его уничтожить. Поэтому неслучайно антисистемы возникают всегда в зонах химерного этнического контакта. Например, эллинско-иранская химера — манихейство, эллинско-иудейская — гностицизм. Вместе с тем, особо подчеркну, химера не предопределяет появление антисистемы, а лишь создает возможности и закладывает предпосылки ее образования. Как показывает история, далеко не все люди, проживающие в зоне химеры, становятся членами антисистем и не во всех химерах они возникают. Отсюда вытекает важнейшее свойство антисистемы: она результат человеческих деяний, а не закономерное природное явление типа землетрясения, за которое никто не отвечает. Как писал Л.Н. Гумилев: «Нет закона природы, диктующего бессмысленное уничтожение шедевров, убийство животных не для того, чтобы насытиться, оскорбление беззащитных людей» . В природе планеты процессы аннигиляции не наблюдаются. Выбор человеком направленности действий между двумя взаимоисключающими линиями поведения жизнеутверждение и жизнеотрицание, которые в просторечии именуются добром и злом, лежит в полосе «свободы воли». А значит, за последствия такого выбора человек несет как моральную, так и юридическую ответственность. Кстати сказать, проявив свободу воли, люди могут не только образовывать антисистемы, но и выходить из них. Так, бл. Августин начинал свою деятельность членом манихейской общины.

Говоря о том, что антисистемы возникают в химерах, ни в коем случае нельзя упрощать всю сложность проблемы. Этнос в процессе своей жизни может столкнуться с уже сложившейся на другой территории антисистемой (малым народом) или с антисистемной идеологией. В трагические моменты, а они бывают в истории каждой нации, четкая, безапелляционная схема, дающая простые и ясные ответы на острые проблемы, в состоянии захватить сознание народа, даже будучи совершенно чуждой его духовному складу .

Облегчается это во многом тем, что разрушительные цели антисистемной идеологии редко объявляются открыто. Она обычно надевает одежды религии, государственности, социальной справедливости, национальных интересов. Как говорил Л.Н. Гумилев, социальная справедливость — для масс и тайный смысл для посвященных. Соответственно, в кризисные периоды антисистема оказывается способной аккумулировать энергию самых различных форм социального протеста, вовлекать в свои ряды большое число людей, первоначально вовсе не зараженных отрицательным мироощущением. Не учитывая этого свойства антисистемы, нельзя понять причины ее разрушительной силы.

Большую роль играет и основополагающий принцип деятельности антисистем ложь. Л. Н. Гумилев сформулировал его ясно и четко: «Ложь как принцип» . В той или иной мере с ложью мы, конечно, сталкиваемся непрерывно («не соврать, не рассказать»), в больших количествах она в быту воспринимается просто как несимпатичный стереотип поведения и т.п. Здесь же речь идет о другом — о сознательной, целенаправленной дезинформации на популяционном уровне. А это уже страшное оружие, психика нормального человека к такому не готова. Часто приходится слышать: «Ну не могут же врать беспрерывно?» Могут! Причем дело вовсе не в том, что кто-то сознательно решил использовать столь мощное оружие, а в самой сути антисистемы. Антисистемы, которая не была бы основана на лжи, не может быть. Если бы в этносе появилась группа людей, открыто объявляющая своей целью его уничтожение, то ее быстро бы раздавили, как клопа. Только используя ложь, скрывая свои истинные цели и упорно доказывая, что никакого внутреннего врага нет, что все это выдумки реакционеров, антисистема способна существовать, ложь выступает как порождение инстинкта самосохранения: антисистема есть, пока ей удается докрывать, что ее нет. Более того, без лжи антисистема не в состоянии не только существовать но и реализовать свои цели. Людей зараженных отрицательным мироощущением, всегда не так уж много, поэтому разрушительные возможности антисистемы прямо зависят от их способности вовлекать в свои ряды массы народа. Однако откровенное, зло никогда не поведет за собой большое число людей. Лишь используя ложь как принцип и прикрывая свои истинные цели самыми благородными и возвышенными масками, «злая воля получает необходимый ей простор. Она может действовать не прямо, в чем всегда есть доля риска, а опосредованно, через обманутых дураков, которые уверены в своем праве не продумывать того, что они творят, а действовать по чужой указке» .

Есть и еще одна причина, позволяющая антисистемной идеологии увлекать массы людей. Она обычно обращена не к сознанию, а к подсознанию человека. Воздействие ее тем сильнее, «чем более ее смысл раскрывается подсознательной части психики, но при условии, что сознание о нем не знает» . Поэтому, как писал Л. Н. Гумилев, антисистемную идеологию «невозможно опровергнул, логически, но она ощущаема, и каждый вправе ее не принять» . Например, классическим образцом антисистемной идеологии является марксизм. Сколько было написано книг с опровержениями, сколько раз это учение уличалось в противоречиях — и почта никакого результата. Умнейшие люди отдавали дань увлечению им. Сейчас марксизм рухнул, но разве от того, что кто-то доказал его научную несостоятельность? Или вспомним начало нынешних реформ: под массовое одобрение предлагалось все разрушить и за 500 дней сделать у нас все, как на Западе. Конечно, публиковались работы, в которых ясно и логично доказывалось, что сделать это невозможно, что успешные реформы могут основываться только на традициях своего народа. Кто на них обращал внимание? Почти никто, и отнюдь не из-за информационной блокады.

Рассматривая проблему антисистем (малого народа), необходимо отметить еще одно их свойство: при неизменности внутреннего содержания (разрушение) антисистема проявляется в истории в самых разнообразных формах. «Что общего, писал Л.Н. Гумилев, между исмаилитством, карматством. маркионитским павликианством, манихейством, богумильством, альбигойством и другими аналогичными системами и, в частности, с экзистенциализмом К. Ясперса? По генезису верований, догматике, эсхатологии и экзегетике — ничего. Но есть одна черта, роднящая эти системы, — жизнеотрицание» . Все антисистемы отличаются друг от друга тем же, чем и тени различных людей, — контуром. Ведь если человек ненавидит и стремится уничтожить окружающий мир, природу, общество или его культуру, то он будет использовать те формы борьбы, которые в данный момент наиболее эффективны. Кроме того, как уже говорилось выше, разрушительная сила антисистемы зависит от ее способности аккумулировать энергию социального, религиозного или национального протеста, а причины такого протеста всегда разнообразны. Поэтому антисистема, в зависимости от времени и места, выступает в самых различных религиозных и общественно-политических формах и за форму она вовсе не держится. Отсюда вытекает очень важное положение, не учитывая которое нельзя понять историю России XX в. Если антисистема нанесла удар по этносу и они оба уцелели, то через какое- то время при благоприятных обстоятельствах она способна удар повторить, а коли придется для этого сменить символ веры, догмат исповедания, лозунги и знамена, даже на прямо противоположные, подчеркивал Л.Н. Гумилев, — «не беда. Принцип стремления к уничтожению остается, а это главное» . Следовательно, судить о процессах в обществе только на основе анализа декларативной части существующих идеологических систем, не учитывая их подлинного мировоззренческого наполнения, неправомерно. Антисистемная идеологическая концепция, однажды возникнув, может существовать очень долго, веками. Догматы, лозунги, провозглашаемые цели остаются неизменными, но изменилось время, пришли другие люди (помните, ложь как принцип?), которые искренне увлечены ее «привлекательными» и «прекрасными» идеалами. Форма прежняя, но ее практическое воплощение меняется, она перестает быть орудием разрушения, хотя и не становится орудием созидания, т.к. содержание и форма взаимосвязаны.


Данное положение теории антисистем Л. Н. Гумилева следовало бы хорошо усвоить страстным борцам с коммунистической идеологией. Да, марксизм антисистемная идеология, а большевики — типичные представители антисистемы (малого народа), но прошло время, изменилась страна, соответственно, люди с отрицательным мировосприятием могли уже найти другую, более эффективную для конца XX в. форму реализации своих разрушительных целей. Не по словам, которые остаются неизменными, а по делам надо сулить об антисистеме, считал Л. Н. Гумилев . Лучший подарок для антисистемы борьба не на жизнь, а на смерть с ее уже отработанными формами.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, к чему приводит появление в этносе объединений людей с отрицательным мироощущением (малого народа). Столкновение этноса с антисистемой всегда влечет за собой кровь и разрушения, гибель либо этноса, либо антисистемы, мирного исхода не бывает. Поясню причину этого на примере средневековой Франции: французские альбигойцы и французские католики были во всем абсолютно похожи друг на друга, кроме одного — они выступали за развитие системы в прямопротивоположных направлениях и ужиться им в одном ареале было немыслимо, как зарядам c разными знаками. Поэтому возникновение антисистемы в этносе вызывает реакцию аннигиляции, оставляя труды и пепелище. И так, отмечает Л.Н. Гумилев, происходит везде и всегда: в Византии, Иране, Центральной Азии или Китае .

Однако появление антисистемы вовсе не является смертным приговором для этноса. Если ему удается ее уничтожить, то процесс этногенеза продолжается. Вместе с тем нельзя обольщаться. Надо учитывать, что порой такая победа бывает пирровой. Этнос в борьбе с внутренним противником может надорвать свои жизненные силы и стать легкой добычей пассионарной популяции иного этноса, которая «захватывает оскудненную землю вместе с остатками населения» . Так вследствие уйгурской трагедии (столкновение с манихейской общиной) караванные пути международной торговли перешли в руки купцов- евреев.

Никакого преувеличения в утверждении о смертельной опасности антисистемы для этноса нет. Конечно, она всегда меньше этноса, но речь вовсе и не идет о борьбе стенка на стенку. Это борьба без линии фронта, борьба во тьме, где главное оружие противника — ложь. Не вызывает же удивления то, что несколько бактерий могут убить слона, хотя его не в силах одолеть тигр. Кстати, Л. Н. Гумилев часто сравнивал антисистему с бледной спирохетой и раковой опухолью, разъедающей этнос изнутри.

Поэтому при возникновении антисистемы в этносе самое страшное — это делать вид, что никакой угрозы нет, и надеяться на мирное сосуществование с нею. Мол, сама рассосется. Не рассосется! Антисистема, как уже отмечалось, имеет не природный характер (у природных явлений есть и начало, и конец), а ситуационный. Она или есть, или ее нет, а если есть, то не разрушить окружающую этническую и культурную среду она не может. Л. Н. Гумилев писал, что люди в средние века сталкивались с представителями антисистем и знали, чего следует от них ждать, а потому полагали, что «тех, кто следует за обликом Пустоты, нельзя жалеть, им нельзя помогать, с ними невозможно достичь мира

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

XML error: XML_ERR_NAME_REQUIRED at line 47

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх