Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Стиль русской усадьбы

5 успешных российских ландшафтных бюро

Тридцать лет назад понятие загородной жизни для большинства наших соотечественников ограничивалось шестью сотками земли с крошечным домиком, картофельно-огуречными грядками, кустами сирени, пионов и георгин. Сегодня ситуация принципиально иная — многие жители мегаполисов меняют городские квартиры на загородные дома, и даже на скромных дачных участках рядом с привычными овощами-фруктами можно повсюду найти альпийские горки, японские садики, английские газоны и пруды с золотыми рыбками. На смену спонтанному озеленению пришел полноценный ландшафтный дизайн, представленный своими профессионалами, выставками и фестивалями. Знакомьтесь с лидерами отрасли, чьи вдохновляющие проекты мы представляем в сегодняшнем обзоре.

IL NATURE

Компания IL NATURE основана в 1999 году Александром Гривко вместе с партнерами. В свое время Александр оставил карьеру экономиста, уехав во Францию изучать садово-парковое искусство и получать новую профессию. Сегодня он справедливо считается одним из самых авторитетных профессионалов и является идейным вдохновителем всех проектов компании, которая работает в авангарде отечественного ландшафтного дизайна. Специалисты IL NATURE ведут проекты не только в России, но и в Европе, а офисы мастерской есть в Москве, Париже и Лондоне. Еще в 2012 году усадебный проект «Ореховно» был включен в список Forbes как один из семи уникальных садов мира. Работы IL NATURE отличает особая утонченность и поэтичность. Ландшафтную архитектуру вместе с самим домом дизайнеры называют симфонией, а сад с парком — увертюрой, задающей тон и стиль всему образу поместья.

Один из своих последних проектов «Усадьба» Александр Гривко сравнивает с большим концертом «Времена года», где поочередно ведут свои партии оркестр и солисты. Здесь геометрическая строгость регулярного парка сменяется виртуозными импровизациями пейзажного сада.

Проект «Сады Майендорф» в подмосковной Барвихе завораживает своей вневременной красотой. Перед главным входом в здание устроен прямоугольный бассейн, вода в котором доходит до верхней кромки каменных бортиков, чуть скошенных внутрь, так что возникает эффект зеркальной глади, в которой отражаются архитектурные фасады и «зеленый» декор необычного партера.

Роскошный сад в графстве Суррей в предместье Лондона — пример удивительно органичной эклектики. Здесь пейзажность английских парков соединилась с геометрией французских партеров и террасным устройством итальянских вилл.

Стилистика сада «Бенилюкс» подчиняется лаконичной архитектуре современного дома. В основе ландшафтного решения — строго геометричные формы и линии, но в отличие от регулярного парка здесь они сочетаются произвольно, не подчиняясь осевой симметрии.

«МОХ»

Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» названо в честь непременного атрибута северной природы, чья ненавязчивая красота и абсолютная гармония отражают один из главных принципов его работы. Команду профессиональных дизайнеров, архитекторов и инженеров Юрий Фоменко объединил под своим началом в Санкт-Петербурге в 2008 году. На сегодняшний день проекты компании получили широкое признание и неоднократно были отмечены самыми высокими профессиональными наградами. В работе дизайнеры «МОХ» всегда ищут баланс между индивидуальностью заказчика, собственной креативностью и уникальностью природного ландшафта.

Проект сада в Сестрорецке «Ветер и море» получил золотой диплом V Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре. Сестрорецк — один из главных курортов Санкт-Петербурга, город ветра и моря. Именно этими стихиями авторы вдохновлялись, выбирая растения и материалы для сада. Волны из цветов и злаков бесконечно меняют цвета и вспыхивают новыми красками, а старая шестивесельная лодка в саду создает романтическую атмосферу для взрослых и неизменно развлекает детей.

Необычный сад «Круги на воде» пышно цветет всё лето и играет красками осенью. Несколько круглых водоемов различной высоты и диаметра окружены шаровидными туями, стриженым кизильником, японскими спиреями, изящными деревцами ирги Ламарка, злаками и многолетниками.

«Сад тысячи сосен» — пример работы со сложившимся «ландшафтным дизайном», где основной задачей было расставить новые акценты в уже существующем на участке сосновом лесу.

Тонкие природные линии и краски в сочетании со строгой геометрией деталей и форм создают выразительные контрасты и вдохновляющие образы в проекте «Изысканность и простота».

ARTEZA

Основанная Алексеем Перцуховым и Сергеем Курдюковым компания ARTEZA уже более пятнадцати лет успешно работает в сфере ландшафтной архитектуры, сотрудничая с ведущими компаниями из Голландии, Германии, Италии, США и Великобритании. В своих работах дизайнеры стараются учесть пожелания клиента, характер места и формы здания, вокруг которого проектируется сад: «Ландшафтный дизайн — это не всегда зеленые насаждения, часто это решение пространства архитектурными приемами». Бюро работало с такими известными архитекторами, как Александр Бродский, Вадим Греков и Тотан Кузембаев, с которым также вместе трудились над проектом курорта «Золотое кольцо». Команда много проектирует и участвует в конкурсах на благоустройство общественных пространств, среди которых проекты на «Красном Октябре», в Центре дизайна Artplay, концепция парка «Зарядье» и др.

Ландшафтное решение участка в поселке Жуковка стало удачным декоративным продолжением модернистского дома строгих геометрических форм.

Главная идея проекта в Барвихе состоит в единстве ландшафта, архитектуры и интерьера: из каждого большого окна просторного современного дома открываются завораживающие виды на сад и живописное окрестности.

Проект огромного участка в поселке Горки-2 включает сразу несколько тематических садов и рукотворных микроландшафтов: прогуливаясь по ним, можно наблюдать смену красок, форм и экосистем — от густого леса до топкого болота. Врезанный в крутой склон дом, разделяет территорию на верхний и нижний сады с перепадом высот в 11 м.

Усадьба «Завидное» — пример современного паркового ансамбля. Подчиненные существующему ландшафту решения вполне традиционны, но интерпретированы по-новому за счет подбора оригинальных растений и материалов.

«Илья Мочалов и партнеры»

Первый вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Илья Мочалов получил степень магистра ландшафтных искусств в Англии и некоторое время работал в лондонском архитектурном бюро Derek Lovejoy Partnership. В марте 2011 года он возглавил собственную компанию «Илья Мочалов и партнеры», считая своей миссией в профессии — «сделать мир красивым, удобным, экологичным и наполненным смыслом». В последние годы компания много занимается вертикальным озеленением, строительством эксплуатируемых и «зеленых» кровель, используя в работе свои ноу-хау — для них кровлю собственного офисного здания превратили в эксплуатируемую, где тестируют различные виды субстратов и растений, а также пробуют разные способы ухода за ними.

Необычная вилла с «зеленой» крышей и зимним садом построена в подмосковной Жуковке. Трехэтажное здание бионических форм мимикрирует под природное окружение, имея сразу три яруса эксплуатируемых кровель с разбитыми на них садами.

Ландшафт в загородном доме приемов объединил традиционные парковые решения с современной скульптурой и технологиями.

«Сад ощущений» в Wunderpark в Московской области — сад для детей с тематическими зонами, рассчитанными на развитие восприятия: звуковой сад, сад цвета и сенсорный сад.

Проект «Сад в городе» получил золотую медаль «Moscow Flower Show 2016». «Умный сад» начинен игровыми элементами — зеркалами, деревьями с фигурными кронами, водными устройствами и интерактивными панелями для создания селфи.

«СпецПаркДизайн»

«СпецПаркДизайн» — еще одна петербургская компания, которая проектирует, строит и ухаживает за садами и парками. С 1998 года под руководством Алексея и Юрия Скибиных бюро создало сотни ландшафтов, среди которых есть частные усадьбы, общественные пространства и сады на крышах. Дизайнеры не раз побеждали в ландшафтных конкурсах. Команда выступает как сплоченная группа единомышленников, чье творческое кредо — «от общего к частному в поисках идеального ландшафта».

Проект «Черный дом с зеленой крышей» имеет живописную кровлю, сплошь засаженную седумом, который уже на второй год полностью покрывает слой субстрата и не требует полива, избавляя высотную посадку от сорняков.

Изначально проект «Воейково» был интересен сложным рельефом на крутом склоне с обедненной почвой, склонной к эрозии. Ландшафт укрепили гранитными глыбами и щебнем, высадив можжевельники и горные сосны, не требующие особых условий, но быстро затянувшие рокарий пышной зеленью.

Для своего выставочного проекта в России известный английский дизайнер Энди Стеджен выбрал команду «СпецПаркПроект» в качестве ландшафтных подрядчиков, доверив им интерпретировать свои эскизы современной версии английского сада в местных и доступных материалах.

В проекте «Участок на высоком берегу» удалось выгодно использовать заимствованный вид, поскольку сад отделен от пейзажа протокой. Декоративные и пряные травы высажены не в грунт, а в горшки и меняются в зависимости от сезона: весной цветут крокусы и нарциссы, а осенью — астры и хризантемы.

Русские дворянские усадьбы в наши дни

Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для нее выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, который был чаще двухэтажный. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк. Вблизи дома (на небольшом участке) он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников, а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах.

«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем — культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», — так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».

В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…

Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.

Усадьба Архангельское в Подмосковье.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.

Дубровицы, Подольский район Московской области.

История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.

Усадьба знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.

Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.

Усадьба Марьино основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845).

Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции типична для многих дворянских построек России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.

Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.

В Рыльском районе Курской области находится дворцово — парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский — представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.

Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.

До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.

Середниково в Подмосковье

Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.

После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК. В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри».
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля.

В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.

Валуево, Московская область.

Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские. История усадьбы уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья.

После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962—1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.
Вороново в Подмосковье

В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья — усадьба Вороново, — которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.

В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами. Считается, что все художественные сокровища погибли в огне… Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта… Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.

Введенское в Подмосковье

Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.

Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.

Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»

Горенки

Усадьба Горенки (г. Балашиха) — одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. — нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. — Севрюгов. Все при ней — и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма — с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями… Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.

Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь противотуберкулёзного санатория «Красная Роза». Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.

Знаменское-Раёк, Тверская область

Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами.

Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.

Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.

Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:

Остафьево в Подмосковье

Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы «Евгения Онегина». В 1898 году Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.

Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.

Суханово

Усадьба Суханово — одно из тех роскошных некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.

Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.

Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.

Степановское-Павлищево, Калужская область

Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором — автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895—1899 годов.

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.

А так эта усадьба выглядела раньше:

Заброшенная усадьба графа Орлова Семёновское-Отрада, Московская область

Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом.

В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.

После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие.

В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается.

Гребнево в Подмосковье

Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.

Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.

В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…

В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось.

Зубриловка, Пензенская область

Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг. Одна из лучших усадеб 18 века превращена в руины за последние годы.

Пущино-на-Наре, Московская область

Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.

Алексино в Смоленской области.

«Пятая гора», Ленинградская область

Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания — хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.

Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.

Берёзки, ручеёк и банька: 54 идеи для оформления сада в русском стиле

Стройные белоствольные берёзки с томно свисающими тонкими ветвями, бревенчатый колодец, небольшой пруд с деревянным мостиком, старая телега, густо заросшая полевыми цветами, яблони, груши, раскидистые кусты смородины и малины окружают большой добротный дом-терем, возле которого разместились тут и там невысокие скамеечки. Проходя по извилистым узким дорожкам вглубь сада, выходим к уютной беседке, в тени которой можно насладиться тишиной и покоем, тонким ароматом цветов, негромким пением птиц и журчаньем воды. Всё это называется русским стилем в ландшафтном дизайне.

Особенности русского стиля

Стиль русской усадьбы предполагает наличие довольно внушительного земельного участка, необходимого для бытовых и декоративных построек, большого сада с цветочными клумбами и плодовыми деревьями, размещения природного или искусственного водоёма и, конечно же, для самого дома, похожего на русский бревенчатый терем высотой в 2–3 этажа.

Оформляя приусадебный участок, необходимо помнить, что все элементы должны гармонично вписываться в природный ландшафт. Если в саду растут хвойные или лиственные деревья, протекает весёлый ручеёк, или есть луг, заросший травой, то не спешите их убирать.

Для русского стиля характерно сочетание внешней красоты с функциональностью и практичностью. Например, рядом с цветущими клумбами может находиться небольшой огород с лечебными и пряными травами, а недалеко от дома — летняя кухня, банька и аккуратный сарайчик для инвентаря.

Визитной карточкой стиля являются деревянные постройки. Усадьба из толстых, пахнущих смолой сосновых брёвен, колодец, который вполне может нести декоративную нагрузку и использоваться не по назначению, ажурная беседка, резные скамеечки, мостики через водоём — всё это пропитано русским духом и близко нам благодаря историческому наследию.

В русском усадебном стиле весь участок разделяется на следующие зоны:

  • парадная с палисадником;
  • хозяйственная с бытовыми постройками;
  • пейзажная или прогулочная с лесными насаждениями;
  • садовая с плодовыми деревьями и кустарниками;
  • огородная с овощными культурами и лечебными травами;
  • зона отдыха.

Парадная зона

Палисадник — первое, что видят гости, зайдя на территорию участка, поэтому оформить парадную зону нужно с учётом характерных особенностей русского усадебного стиля.

Дорожка от ворот до крыльца дома может быть присыпана корой деревьев, что стало модным в последнее время. Также для насыпи используют гравий и спилы деревьев.

На участке могут располагаться клумбы или миксбордеры неправильной формы с ярко-цветущими растениями и плодово-ягодными кустарниками. Цветы стоит подбирать и высаживать таким образом, чтобы их благоухание не прекращалось всё лето.

Оградой в палисаднике может быть невысокий заборчик, плетёная или живая изгородь. Дополнительным украшением могут стать деревянные садовые фигуры персонажей из русских народных сказок.

Уместно разместить в палисаднике небольшой искусственный пруд, окружённый растениями. Водоёмы также являются неотъемлемой частью русского стиля.

Хозяйственная зона

Русский человек всегда отличался гостеприимством, что не могло не сказаться на структуре приусадебного участка. В бытовой зоне часто устанавливают летнюю кухню с большим обеденным столом, мангал, деревянный сарайчик с поленницей, а то и деревенскую баньку.

Украсить хозяйственную зону можно декоративным колодцем в виде оригинальной клумбы для цветов.

Прогулочная зона

Лиственные деревья и высокие кустарники приносят летнюю прохладу, отбрасывая тень на садовые дорожки, плавно огибающие клумбы, водоёмы и деревянные скульптуры. Красавцы-клёны, ясени, роскошные липы и печальные берёзки, переплетая свои ветви, создают уютные тенистые аллеи и арки.

На больших территориях можно расположить участки смешанных лесов и рощ, для оформления которых подходят традиционные хвойные и лиственные растения: тис, берёза, ель, туя, рябина, сосна, клён, дуб, липа, можжевельник, лианы, благоухающие сирень и жасмин.

Извилистые дорожки расходятся от центральной части участка в разные стороны и соединяют между собой все зоны. Тропинки обычно присыпают песком, гравием или корой деревьев, а если дорожки запланировано сделать из плит, то между плашками желательно оставить зазоры и присыпать их землёй. Пробивающаяся травка как раз создаст видимость некой небрежности и лёгкой запущенности, что характерно для русского стиля.

Садовая зона и огород

Плодовые деревья и кустарники являются неизменной составляющей стиля русской усадьбы. Яблоня, груша, слива, облепиха, жимолость, малина, смородина и крыжовник всегда были популярными садовыми растениями в нашей стране.

На небольших грядках, часто укрытых от посторонних глаз за живыми изгородями, выращивают лечебные и пряные растения, а также некоторые овощные культуры.

Зона отдыха

Зону отдыха лучше устраивать в тенистой части сада с высокорастущими раскидистыми деревьями. Здесь можно расположиться в беседке с книгой или рукоделием, отдохнуть в уютно раскачивающемся гамаке, покататься на верёвочной качели или поиграть с детьми на специально обустроенной площадке.

Хоть и существуют определённые каноны оформления участка, современные ландшафтные дизайнеры не устают предлагать нестандартные решения с использованием новейших материалов, что помогает создать неповторимый и удобный сад в русском стиле.

Сад в стиле русской усадьбы

Экология жизни. Психология: Существует огромное количество ландшафтных стилей, которые трудолюбивые дачники пытаются воссоздать на своих участках. Прогуливаясь по такому загородному саду, можно увидеть и террасы Италии, и французский Прованс,

Существует огромное количество ландшафтных стилей, которые трудолюбивые дачники пытаются воссоздать на своих участках. Прогуливаясь по такому загородному саду, можно увидеть и террасы Италии, и французский Прованс, и даже любимые японцами каменные сады.

Конечно, на 5-15 сотках сложно воспроизвести подобную экзотическую красоту, да и многим садоводам она кажется неродной, несвойственной русскому образу мысли. Поэтому в последнее время популярность получил стиль русской усадьбы, как отражение национального характера. В чем же секрет его очарования, почему он так нравится нашим дачникам?

Немного об истории русской усадьбы

Петр Первый, известный своей любовью ко всему иноземному, ввел заграничную моду на озеленение усадеб. Так появились первые сады в голландском и итальянском стиле. Территория поместий расширялась за счет построек различного назначения: хозяйственных, павильонов для отдыха и других. Резкий всплеск строительства усадеб произошел благодаря манифесту Петра III, коим он освободил многих дворян от воинской службы. Оставшись не у дел, они начали заниматься усовершенствованием и расширением своих поместий. Русская усадьба 18 века впитала в себя черты различных европейских стилей: барокко, классицизма, возрождения.
Пик популярности «дворянских гнезд» пришелся как раз на 18 — начало 19 века. Особое внимание стало уделяться садово-парковому оформлению усадьбы. К сожалению, многие южные растения никак не хотели приживаться на русской земле. Эту проблему отчасти решил А.Т. Болотов, который адаптировал европейские и южные растения к нашему климату и даже вывел сорта, заменяющие их.
Шло время, и не всегда мирное. Исчезли и «темные аллеи», и «дома с мезонином», и «вишневые сады». На смену им пришел шестисоточный садово-товарищеский тип. То, что раньше называлось усадьбой, стало называться дачей.
Но разве нельзя сегодня создать свой русский сад, пусть маленький, всего на шести сотках, но настоящий, пропитанный дымком самовара с сосновыми шишками и духом романтических прогулок в тени липовых аллей?! Можно и даже нужно! — вот ответ современных ландшафтных дизайнеров.
Как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Облик русских усадеб возрождается из небытия, конечно, в измененном виде, соответствующем реалиям современной жизни. Созданный по формуле: классическая основа + актуальные черты = оригинальное решение, стиль русского сада будет органично смотреться на участке любого размера и сделает его тем местом, куда захочется возвращаться в любое время года.

Основные тенденции ландшафтного дизайна русского сада

Русский сад это, прежде всего, непринужденность и естественность. Красота умело сочетается с практичностью: цветущие клумбы соседствуют с небольшим огородом. Это и отличает дизайн русского сада от других. Он должен быть слегка «растрепанным», «непричесанным», не так четко распланированным вплоть до самого маленького пенька, как немецкий или голландский. Это не стоит воспринимать, как команду: за садом ухаживать не надо, пусть сам растет. Наоборот, эффект легкой запущенности создать гораздо сложнее, чем «вылизанный» сад с экзотическими растениями на каждом шагу.
Итак, русский сад не приемлет никакой экзотики, сложных композиций, многоуровневых фонтанов и причудливых камней. Тем не менее, каждое дерево, каждый цветок или элемент декора должны быть тщательно продуманы, и занимать свое место.
Следующая особенность – обилие построек из дерева. Помимо центрального элемента участка – дома, должны быть и хозяйственные постройки, и мебель для отдыха, и места для приема гостей. Подробно об этом будет написано чуть дальше.
Русский сад — это живой сад. Поэтому при его проектировании необходимо сразу выделить места для цветников и газонов, деревьев и кустарников.
Не рекомендуется использовать декоративную плитку. Дорожки и тропинки должны виться, а не быть прямыми. Их делают грунтовыми или оформляют корой. Все максимально гармонирует с природой.
Формирование территории. Делим участок на зоны

Исторически формирование территории усадьбы начиналось с дома – центрального элемента. От него в разные стороны расходились аллеи, тропинки и дорожки. Через всю переднюю часть парка прокладывалась дорога к парадному крыльцу. Вдоль нее располагались фонтаны, скульптуры и клумбы.
Тем, кто решил создать на своем участке русскую усадьбу, современные ландшафтные дизайнеры предлагают разделить участок на зоны.
Палисадник

Палисадник – визитная карточка участка. Поэтому его стилевое решение должно быть связано с общей концепцией ландшафтного дизайна. Для русской усадьбы подойдет как классический закрытый палисадник, так и открытый. Перегружать его обилием сортов растений не стоит, достаточно двух-трех видов. Они должны быть яркими и цвести все лето.
Один из вариантов оформления палисадника — высадка растений с разным сроком цветения. Тогда картина за окном будет постоянно меняться. Например, ранней весной зацветут крокусы, в начале лета – пионы, в середине лета – флоксы и лилии, к концу лета – астры и хризантемы.
Зона отдыха

Для отдыха и приема гостей стоит выделить отдельное место, где можно разместить мангал, беседку, лавочки для отдыха, площадку для игр или повесить гамак между деревьями.
Декорируется такая зона небольшими арками с вьющимися растениями. Особой стилевой нагрузки она не несет, поэтому оформляется достаточно скромно.
Дом

Идеальный вариант для русского стиля – добротный двухэтажный дом из обработанного бревна на высоком цоколе.
Чем-то напоминает боярский терем. Непередаваемый аромат древесины создаст особый климат внутри него.
Огород

Огород должен быть небольшим. Что на нем выращивать? Это зависит от личных умений и предпочтений. Издавна огород всегда был закрыт от посторонних глаз. Эта тенденция перешла и в современный дизайн. Свои грядки на территории русского сада можно скрыть за неброской изгородью.
Стоит поэкспериментировать и на тему аптекарского огорода, который обязательно был в каждой русской усадьбе. Можно посадить целебные растения вместе с любимыми овощами, а можно оформить отдельные грядки. Не стоит брать больше 10-15 видов: хранятся они недолго, зачем тогда выращивать лишнее. Прекрасный и полезный ансамбль составят: календула, девясил высокий, мята перечная, душица, лаванда, шалфей, розмарин, мелисса, иссоп, окопник лекарственный, синюха голубая и многие другие травы.
Хозяйственная зона

В ней располагаются колодец, погреб, сарай – постройки сугубо хозяйственные, и баня. Учитывая, что баня, точнее поход в нее, это отдых для души и тела, оформлению прилегающей к ней территории нужно уделить особое внимание.
Как правило, около бани располагаются две небольшие лавочки и столик. Высаживаются растения с пряным бодрящим ароматом. Чаще всего это карликовые хвойные – можжевельник, пихта бальзамическая, тис ягодный; или хорошо знакомые всем душистые растения – полынь, мята, душица и другие. Хозяйственные постройки и баня должны быть выполнены из того же материала, что и дом.
Сад

Облик русского садаВ двух словах о нем не расскажешь, поэтому давайте подробно рассмотрим все аспекты его создания.

Колористика

Цвета на территории такого сада используются светлые, спокойные — песочный, оттенок свежей древесины, белый, голубой, весь спектр зеленого, нежно-абрикосовый. Яркими акцентами станут цветы на клумбах или декоративные кустарники. Садовые скульптуры пастельных тонов выгодно подчеркнут сочную зелень листвы.
Растения

Как уже говорилось выше, русская усадьба никогда не существовала без сада. Воссоздать величие и размах садов, описанных в произведениях классиков, на небольшом дачном участке не получится. Но можно постараться и сделать так, чтобы скромный и элегантный садик с элементами усадебного стиля радовал взор и душу.
Для сада в русском стиле естественно разумное сочетание красоты и практичности, поэтому рядом с розарием можно смело ставить парник. Но все же логичнее поделить территорию сада на несколько частей, расположение которых будет зависеть от вкуса садовода и от величины участка. Каждая часть будет заселена определенными растениями и украшена не так, как другие.
Цветочные клумбы делают максимально яркими и пестрыми. Не стоит оформлять их при помощи камней или декоративных заборчиков. Достаточно просто посадить россыпь цветов. Когда они зацветут, разноцветная «шапка» скроет все огрехи оформления, если они были в процессе посадки. Поэтому нужно обратить внимание на период цветения растений, он должен быть примерно одинаковым для создания той самой «шапки».
Из однолетних растений преимущество отдается астре, календуле, космее, петунии, настурции. Хорошо будут смотреться на клумбе и многолетние растения: водосборы (аквилегии), колокольчики, гвоздики, флоксы, люпины, садовые ромашки, акониты. Любителям луковичных растений не стоит волноваться — их фавориты не останутся без внимания. Тюльпаны и нарциссы, гиацинты и лилии – места хватит всем.
Оформляя клумбы в стиле русской усадьбы, не стоит забывать про ирисы, примулы, бархатцы, георгины, левкои, душистый горошек и декоративный (крылатый) табак. Эти растения давно знакомы практически каждому садоводу и не требуют особых навыков в выращивании и уходе. Прекрасно подойдут для новичков, решивших создать на своей даче русский сад.
Стоит отметить, что цветочные клумбы не нуждаются в подборе растений по цветовой гамме и высоте. Мало того, ландшафтные дизайнеры обеими руками за миксбордеры.
Цветник свободных очертаний, на котором мирно уживаются растения разной высоты, периода цветения и вида. Ухоженный и грамотно высаженный миксбордер внесет свежую ноту в облик русского сада.
Уместно использовать полевые цветы, а также растения с сильным ароматом — это водная мята, тимьян (чабрец) и бедренец. Высадить их лучше не на клумбы, а вдоль тропинок, чтобы при ходьбе по ним наслаждаться пряным ароматом.
Красный и белый ползучий клевер прекрасно украсит открытые площадки сада и заодно укрепит почву. Его можно совместить с другими кормовыми растениями. Оставшиеся открытые пространства можно засеять вероникой, подмаренником или марьянником.
Учитывая, что русский сад подразумевает наличие деревьев, дающих обильную тень, стоит заранее выбрать подходящие теневыносливые растения. Природные виды совмещаются с декоративными. В полутени хорошо будут расти: барвинок, яснотка, папоротник, ландыш, медуница.
Не обойтись и без первоцветов, чтобы сад был красив не только летом и осенью, но и ранней весной. Крокусы, иридодиктиумы: фиолетовые, желтые, белые, голубые и, конечно же, подснежники.
В хорошо освещенных и наиболее приметных местах можно соорудить небольшой розарий. Органично будут смотреться и высокие яркие подсолнухи, высаженные своеобразными островками.
Изюминкой такого сада будет некое подобие аптекарского огорода с мятой, душицей и иссопом.
Кустарники

Типичный русский колорит передают душистые кустарники: жасмин, сирень.
Не только радовать взор, но и давать урожай будут кусты малины, крыжовника, смородины. Они и так есть у каждого садовода, так что, если решиться переделать уже имеющийся сад, проблем с приобретением не будет.
Дополнить уже имеющиеся кустарники можно калиной и барбарисом.
Внести каплю яркости поможет оригинальный кустарник — бересклет европейский. Он обладает густой и раскидистой кроной высотой от 1,5 до 3 м. Очень интересное растение, которое обильно цветет в мае и июне. Цветы мелкие, желтовато-зеленые, к сожалению, практически незаметны. Зато с наступлением осени бересклет украсит сад причудливыми розово-красными коробочками плодов.
Если в семье есть дети, высаживать бересклет не стоит, так как его яркие плоды ядовиты (обладают сильным слабительным и рвотным эффектом).
Безопасен и неприхотлив, но не менее пышен и ярок пузыреплодник калинолистный. Окраска его листвы зависит от сорта и бывает желтой, темно-зеленой, пурпурной или темно-красной. Применение пузыреплодника в русском саду можно разнообразить: высадить одиночно на газоне, разместить под пологом деревьев или даже в цветнике, или подселить к крупным хвойным растениям: туе или можжевельнику. Интересным экспериментом будет его посадка рядом с более мелкими листопадными кустарниками и травянистыми многолетниками. Выбор места и соседей для пузыреплодника дает простор фантазии и личным предпочтениям садовода.
Деревья

Русскому саду не обойтись одними цветами и кустарниками, его нужно озеленить и деревьями. Лиственными, хвойными, но чаще всего плодовыми, так как они и красивы, и полезны, и места (учитывая площадь участка) занимают не очень много.
Яблони (в том числе и дичка), груши, вишни – то, что давно знакомо и всеми любимо.
Разнообразить плодовые деревья можно абрикосами и черешней, при условии благоприятного для них климата. Облепиха, рябина – достойные мазки к общей картине русского сада. Они и выполнят декоративную функцию, и принесут урожай.
Если хозяину дачи повезло, и у него в наличии имеется участок большой площади, для высадки подойдут царицы русских дворянских усадеб – липы.
Как вариант, рекомендуется высаживать или не вырубать, если они уже растут: ели, сосны, березы, дубы, клены.

Элементы декора русского сада

Забор

Первое, что бросается в глаза на любом участке – это его ограждение. Если начинать создавать кусочек русской усадьбы на своей даче, то не обойтись без забора, который отвечает всем требованиям стиля. Каким же он должен быть?

В качестве материала идеально использовать обычное бревно. Высота варьируется, но, как правило, лучше придерживаться золотой середины — 1.5 м. Очень комфортная высота забора, которая создает ощущение личного пространства (это соответствует элегическому настроению русских усадеб), но не дает почувствовать себя запертым в коробке. Выглядит такая ограда, конечно, просто, по сравнению с кованой изгородью или забором из природного камня.
Добавить изысканности простому бревенчатому забору помогут высаженные вдоль него кустарники (чубушник, сирень) или цветы (лилии, хризантемы, ромашки, небольшие клумбы с розами). Еще один вариант на любителя — острый частокол, который также характерен для стиля русской усадьбы. В любом случае, общий вид забора должен быть тонким намеком на то, что скрывается за ним. Все должно смотреться гармонично.
Дорожки

Дорожки на участке лучше тоже сделать в природном варианте: гравий, песок или кора деревьев.
В русском стиле не используются прямолинейные дорожки и тропинки. Они всегда вьются, и по краю обязательно высаживаются цветы или пряные травы. На больших площадях тропинки просто теряются в тени деревьев.
Газоны

Газон лучше всего разместить позади дома, высадив на дальней стороне кустарники или одиночные деревья. Что касается оформления: уместно будет засеять его многолетними травами; отдельными островками, чтобы не терялись на общем фоне, высадить невысокие яркие цветы.

Беседки

Классические павильоны богатых русских усадеб трансформировались в уютные и практичные беседки. Выполнены они, опять же, из дерева. Для посиделок с семьей или гостями выгоднее всего размещать их в тени деревьев или высоких разлапистых кустарников. Декорировать беседку можно хмелем, вьюном или виноградом.

Мебель для беседок выбирается деревянная или плетеная. В тени деревьев располагается несколько изящных лавочек.
Так называемые в старину «потехи» (горки, оранжереи, увеселительные павильоны) можно адаптировать и к современным реалиям. Немного найдется смельчаков, желающих построить на даче птичий двор или кроличью ферму (как это было в дворянских усадьбах). Зато, если в семье есть дети, «потехами» станут деревянные качели, песочница, детские невысокие лавочки.
Ограничить игровую зону можно при помощи клумб с цветами. Понравится детям и уголок с садовыми скульптурами (герои сказок, птицы, животные и многие другие). Он послужит и элементом декора, и причиной радости маленьких дачников.
Пруд

Вода… В русском саду обязательно должна быть водная составляющая. Сделанный собственными руками пруд выполняет две функции: утилитарную (разведение рыб) и декоративную.
Какую красоту можно создать, если по берегам небольшого прудика высадить хосту, багульник, бересклет или цветущие однолетники! Только обязательно нужно укрепить склоны специальными георешетками и поверх них раскатать рулонный газон.
Художественным элементом дизайна может стать любая вещь, подходящая по духу русскому стилю. Хотите деревянный мостик через пруд – хорошо, повесить скворечник или кормушку для птиц — здорово, применить старое деревянное колесо в качестве украшения сада — тоже подойдет!
Главное – все должно быть выполнено из соответствующих материалов и максимально органично сочетаться с общим стилем сада.
Освещение

Особое внимание стоит уделить освещению. Светильники и фонари не должны бросаться в глаза. Участок в стиле русского сада в любое время суток находится в полутени. Днем от солнечного света его закрывают деревья и кустарники, а вечером и ночью за этот ореол таинственности отвечают фонари. Поставить их лучше так, чтобы кроны деревьев слегка загораживали свет, и он падал на дорожки в рассеянном виде.

Советы по обустройству русского сада

  1. Нельзя приобретать взрослые импортные деревья. Каким бы сильным ни было желание поскорее увидеть свою территорию оформленной до конца. Если деревья несколько лет росли в другом климате и на другой почве, они трудно приживаются, требуют большего ухода, чаще повреждаются вредителями.
  2. Чтобы отечественные саженцы лучше прижились, высаживать их стоит поздней осенью.
  3. Для оформления дорожек можно использовать спил бревна. Это одна из последних модных тенденций, но, к сожалению, такой вариант недолговечен и требует постоянного обновления.
  4. Актуально использование песчаника. В щели между камнями можно засыпать землю с семенами тенелюбивой травы.
  5. Если участок только что куплен и на нем есть лес, не нужно торопиться вырубать все деревья. Из них можно сформировать прекрасную пейзажную часть сада.
  6. Если размер сада больше стандартных шести соток, следует чередовать тип пространства — открытые поляны с закрытыми частями из хвойных или лиственных деревьев.
  7. Выбирая для сада стиль русской усадьбы, для дома лучше выбрать классический стиль.
  8. Огород располагается за домом или по бокам от него. Важно то, что он не должен мешать восприятию самого сада.
  9. Основа колористики сада — игра света и тени. К примеру, светлые садовые элементы на фоне темной зелени.

Таким образом, очень хорошо видно, что ландшафтный дизайн в стиле русской усадьбы и главный его элемент – сад, сочетают в себе практичность и простую красоту. И пусть создание этого стиля требует немалого вложения сил и средств, но результат того стоит! опубликовано econet.ru

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

Проекты домов в русском стиле

В нашем каталоге проекты домов в стиле Русская усадьба занимают почетное место. Это объясняется растущим интересом к бревенчатому домостроению, и логично приводит к возрождению полузабытых элементов древнерусского зодчества. Наши предки умели создавать сказочные шедевры из дерева.

При абсолютной внешней несхожести каждого дома в каталоге, их все же можно разделить на две большие группы. В одну попадают проекты классических русских усадебных домов, во вторую — этнические стилизации типа «сказочный теремок».

Проект усадьбы в русском стиле

Дом с многоярусной крышей Дом с деревянной резьбой Коттедж из комбинированных материалов

В это понятие обычно включают традиционный, чаще одноэтажный, жилой дом, а точнее, комплекс деревянных построек вместе с баней, флигелем, забором и воротами, образующие целое «подворье». В современных проектах используется несколько приемов традиционной русской архитектуры.

  • Срубы могут быть набраны из бревен разного диаметра, уложенных «комель к макушке».
  • Многоярусные крыши разной формы — «сундучные», остроугольные, 4-х скатные.
  • Фронтоны набираются, из таких же бревен, что и стены — возникает ощущение, что они стоят «сами по себе», без всякой поддержки («самцы»).
  • Характерны своеобразные «эркеры» — половинка шестигранного «барабана», выступающая за пределы стены.
  • Деревянная резьба — визитная карточка дома. Крыльцо, наличники, свисающие края крыши обильно украшаются фигурными элементами.
  • Открытые галереи «гульбища», небольшие уютные балконы — поддерживаются на резных деревянных колоннах.

Характерная особенность русских домов — индивидуальность. Каждый из них неповторим, выражает вкус и достаток хозяев дома. В современной интерпретации может быть построен и коттедж из кирпича в русском стиле, или с комбинированными каменными стенами. Сочетание разных по фактуре материалов придает постройке новый облик, при этом сохраняется все обаяние деревянного сруба.

Традиционный дом в стиле Русский терем

Проект русского шале Сруб в огло

Первая волна интереса к средневековому русскому зодчеству поднялась в 19 веке, на ее гребне возник «псевдорусский стиль». Из проектов домов русских архитекторов того периода сохранились работы Ивана Ропета, построившего немало «теремов» с многоярусными башенками и резными узорами. Среди приемов 18 века выделяются два, способные придать деревянному дому особенно «сказочный вид».

  • Русское шале — постройка с расширяющимся кверху срубом за счет плавного увеличения выпуска венцов («повал»). Они образовывали карниз, на который укладывалась крыша, свесы которой могли быть существенно увеличены. Сейчас это редкий прием, современные дома такого типа — скорее стилизация на тему шале.
  • Сруб «в огло» — соединение бревен в углах сруба с остатком (вспомним домик «бабы-яги»). Проект терема в старорусском стиле в нашем каталоге — включает такие редкие элементы: фигурные колонны с резьбой, шестигранный застекленный «фонарь».

Все разработанные нами проекты домов в стиле Русская усадьба сопровождаются полным пакетом архитектурных и конструктивных решений. Приложенная спецификация материалов облегчает работу строителей, и обеспечивает соответствие возводимой постройки техническому плану.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх