Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Со светлым праздником

Рождество Христово

Событие, которое произошло более двух тысяч лет назад, перевернуло историю человечества. Это было поистине великое событие, которое вспоминают люди каждый год и называют «праздником». Что же случилось в этот день?

Великое событие

Это произошло очень давно и послужило началу нового летоисчисления. С этого момента начинается новая эра.

Об этом событии подробно описано в Евангелии, но только у апостолов Луки и Матфея. В иудейском городе Вифлееме родился Спаситель мира. Но от чего и кого надо было спасть?

В первой книге Ветхого Завета – Бытие –подробно описано грехопадение первого человека Адама и его жены Евы. Господь создал человеческий род, чтобы люди смогли пополнить число падших ангелов. Но человек не смог оправдать возложенное на него доверие. Сначала Ева, послушавшись змея, а потом Адам съели яблоко с запретного дерева.

После совершенного греха, Господь изгнал людей из рая на землю. Они не смогли больше попасть туда, трудясь на земле в скорбях. Но ведь не зря был создан человек. Нужна была жертва за грех, чтобы снова вернуться в рай. Таков духовный закон.

Господь решил принести в жертву за грех человека Своего Сына Единородного. Настолько велика была Его любовь к нам. И Сын, рожденный прежде сотворения мира, бессмертный по Своему естеству, сошел на землю, родился от женщины и познал смерть.

Этому великому делу послужила Пресвятая Богородица. Она была избрана из всех людей на земле, потому что была непричастна греху с самого детства. Сын Божий был зачат Ею от Святаго Духа, необычным, неестественным для людей, образом, без мужского семени.

Девять месяцев Сын Божий развивался в чреве Пречистой Девы, как обычные младенцы. И вот, наконец, приближалось время Его появления на свет.

Всенародная перепись

В те года Израиль был подвластен Риму. Император Октавий (Август) издал приказ сделать перепись народа, чтобы знать, сколько человек живет в стране. Каждый человек должен был отправиться в тот город, откуда происходили его предки. Иосиф Обручник и Пресвятая Дева отправились в город Вифлеем, потому что были оба из рода Давидова.

Мария была тогда на сносях, и пришло время разрешения Ее от бремени. Но поскольку не оказалось места в гостиницах, Ей пришлось остановиться в пещере для скота. Пастухи загоняли туда домашних животных, которых пасли, во время непогоды.

Для Спасителя мира не оказалось места нигде на этой земле, кроме пещеры для скота. Но по великому Своему смирению Он появился на свет в этой убогой пещере. Дева Мария родила Его без боли, оставшись после этого Девой. Она спеленала Богомладенца и положила Его в яслях – кормушке для скота. Туда клали сено и другой корм, для того чтобы животным было удобно есть.

Все это говорит о необычайном смирении Спасителя. Сын Божий смиренно лежал в кормушке для скота, а согревали его животные своим дыханием. Была зима, и было прохладно, сыро. Зима в израильской земле, конечно, намного отличается от нашей морозной зимы. Но все же температура ночью может опуститься до пяти градусов тепла. Для новорожденного ребенка спать почти на улице в это время все же губительно. Но Христос начал Свою земную жизнь с терпения скорбей, показав нам пример.

Явление ангелов пастухам

Но ангельский чин не смог остаться равнодушным к такому великому событию. Несмотря на смирение Христово, они сочли нужным предупредить людей о том, Кто же явился на землю в ту ночь и возлег в кормушке для скота.

В ту ночь, как обычно, пастухи пасли скот в поле недалеко от того места, где родился Христос. Они сидели и грелись у костра в тот момент, как им явилось множество ангелов. Это было настолько необычное явление, что пастухи впали в ступор. Ангелы сначала убедили их не бояться такого явления, а потом возвестили пастухам о том, что на землю пришел Спаситель, Сын Божий.

После этого перед изумленными и замершими от необычного видения пастухами ангелы исполнили целое песнопение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Это означает, что наступает царство мира на земле и на небе благодаря искупительной жертве Спасителя.

Затем ангелы сделались невидимыми. Пастухи, придя в себя, решили пойти и посмотреть на Того, ради Которого ангелы явились людям. Они рассказали Пресвятой Богородице и Иосифу о том, что произошло только что. И Мария «слагала все слова сии в сердце своем», как сказано в Евангелии.

История о явлении ангелов пастухам описано только у евангелиста Луки.

Дорога волхвов

В то время к Ироду явились волхвы. Это – древние мудрецы, языческие гадатели, что-то типа кудесников. Они изучали астрономию, которая перекликалась с астрологией. Волхвы умели гадать, предсказывать будущее по звездам.

Волхвы у Царя Ирода

Они увидели новую звезду, которая загорелась в небе недавно, и вычислили по ней, что в Иудее появился новый Царь. Волхвы отправились в путь из далекой Персии, чтобы поклониться новому Царю. Они пришли к Ироду, правившему тогда, и спросили прямо: «где родившийся Царь Иудейский?»

Этот вопрос заставил Ирода понервничать. Он получил царский венец от римлян, не будучи иудеем. Ирод жадно стремился к власти и очень дорожил ею. Говорят, что он даже убил своих детей, подозревая их в заговоре.

Поэтому весть о том, что его престол собирается занять кто-то другой, повергла Ирода в панику. Он стал спрашивать волхвов подробнее, какого Царя они имеют в виду, и где он. Но они сами не знали, где Его искать и поэтому пришли к Ироду узнать об этом.

Ирод позвал тех, кто знал Писание в совершенстве, это – книжники. Они ответили, что в книге пророка Михея есть пророчество о том, что Владыка Израиля должен родиться в Вифлееме. Ирод спросил у волхвов, когда появилась звезда. Затем он послал их в Вифлеем, просив вернуться и сказать ему, где точное место нахождения нового Царя, якобы желая поклониться Ему.

Поклонение волхвов

Волхвы отправились в Вифлеем, а путь им указывала неизвестная звезда. Она двигалась вместе с ними. Вероятно, это была не звезда, а ангельские силы. Над самым вертепом (пещерой), где находился Христос, звезда остановилась. Так волхвы поняли, что они дошли до нужного места.

Волхвы вошли в пещеру и увидели там Пресвятую Деву, Иосифа и Божественного Младенца, лежащего в яслях. Они пали, поклонились Ему и поднесли дары, которые везли с собой. Это были: золото, смирна и ладан. По версии богословов, золото было принесено в дар как Царю, ладан – как Богу, и смирна – как усопшему (ведь скоро Ему надлежало умереть за человеческий род).

Затем волхвы получили откровение, чтобы не возвращаться к Ироду. Они отправились домой другой дорогой. О поклонении волхвов написано только у евангелиста Матфея.

Месть Ирода

Царь узнал о том, что волхвы обманули его и не сказали ему о месте нахождения новорожденного Царя. Тогда он сильно разгневался и отдал ужасный приказ: убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Вместе с ними Ирод намеревался убить и Христа.

Об этом страшном событии есть пророчество в книге Иеремии. Непонятно откуда взялось число четырнадцать тысяч убитых в Вифлееме младенцев. Ведь городок совсем небольшой, и вряд ли там найдется даже тысяча младенцев. Но это покрыто тайной.

Иосифу ночью было откровение, чтобы он взял Пречистую Деву и Богомладенца и отправился с ними в Египет, потому что им угрожает смертельная опасность. Они успели уйти, и Христос остался в живых.

Потом Иосифу явился ангел и сказал, что умерли те, которые хотели смерти Богомаденца, и велел им вернуться. Но, узнав, что в Иудее царствует Архелай после смерти отца его Ирода, они убоялись туда вернуться. Поэтому семейство поселилось в Назарете. Об этом тоже есть пророчество в Библии.

Значение праздника

Рождение Христа было долгожданным событием. Его ждали люди на протяжении нескольких тысяч лет, с самого грехопадения Адама и Евы. После смерти души людей вынуждены были отправляться в ад. Явление Христа и Его крестная смерть дали бы возможность людям опять вернуться в рай. Поэтому сошествие Христа на землю и Его жертву за грех, обещанные многими пророками, ждали долгое время и с нетерпением. Рождество Спасителя означало приближение искупления грехов человечества. Это событие послужило началом новой эры. Теперь люди считают года от Рождества Христова.

Осипов А.И. — «Рождество Христово — Праздник возрождения»

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Рождество Христово: как ощутить радость праздника

Накануне Рождества Христова мы беседуем о том, как настроить себя на более внимательное переживание великих христианских праздников, с известным духовником и проповедником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

Протоиерей Валериан Кречетов

– Отец Валериан, сегодняшняя мирская суета и бешеный ритм жизни не позволяют даже присмотреться к пролетающим мимо нас событиям и людям, не оставляют шансов заглянуть и в собственную душу. Всё это с горечью приходится признавать в канун великих праздников, когда, несмотря на все наши усилия, мы бессильны что-либо изменить в себе, чтобы, как в детстве, «плыть по течению» Божественной благодати и ощущать ни с чем не передаваемую радость.

– Дело в том, что самым главным в нашей Православной Церкви является богослужение. Именно богослужение, как говорил священномученик Сергий Мечёв, есть «премирное Таинство», Таинство, которое совершается в Церкви Небесной и земной. Зримым свидетельством этой истины является всем известный праздник Покрова: Матерь Божия явилась в храме и возносила со всеми молящимися Свои молитвы о молящихся во всем мире. Пример преподобного Серафима Саровского, который видел во время совершения Входа на Литургии Самого Спасителя. И, конечно, пример преподобного Сергия – его видели с сослужащими ангелами. Есть множество других примеров, когда святым людям было открыто, что вместе с ними служат Небесные Силы. Множество таких примеров свидетельствует о том, что наше земное богослужение совершается совместно с Церковью Небесной. Вот это-то и является самым главным и самым важным в нашей православной вере!

– Значит, самое главное у нас – это богослужение?

– Да, богослужение. При этом все, что совершается в нашей земной жизни, имеет, прежде всего, отношение к духовной ее стороне. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, на все нужно смотреть «взглядом оттуда». Именно так можно понять, более того, только тогда и понимается правильно все, что совершается в этой жизни.

– Но как нам приобрести правильный, духовный взгляд на земные события?

– Мы все, конечно, не больше апостола Петра, которому Сам Господь сказал: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин.13:7). Довольно широко известно изречение, что «браки заключаются на Небесах». Все это свидетельствует о том же: только там, на Небе, и совершается во всей полноте то, что здесь мы наблюдаем только отчасти.

– Отец Валериан, не могли бы вы привести этому какой-то конкретный пример?

– Существует множество свидетельств, подтверждающих эту истину.

Меня, грешного, Господь сподобил общения с покойным ныне Владимиром Петровичем Седовым. Он приходился дальним родственником митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Однажды святитель Филарет явился ему наяву и около часа с ним беседовал. Он сказал ему интересную вещь: «Поскольку ты ведешь воздержанную жизнь (а тот с детства не ел мяса, не пил не только вина, но и никаких крепких напитков, даже кофе с чаем; естественно и не курил), – за это ты много раз был избавлен от смерти». А надо сказать, что тот действительно побывал в очень сложных жизненных ситуациях. Например, его как врача посылали в места эпидемий чумы и холеры на санитарном поезде. И вот, бывало так, что вокруг все разбомбили, и осталось только два вагона целых из всего поезда (он сам об этом рассказывал). И вот, митрополит Филарет ему сказал: «Ты думаешь, что все это просто так? Нет, я с самой твоей колыбели слежу за каждым твоим шагом!»

– Да, удивительный случай. Подобные свидетельства знакомы многим православным людям, но мы часто забываем о них, а порой и лукавим, говоря о «простой случайности».

– Нет, воздействие мира иного на этот мир действительно существует! Например, сколько было таких случаев во время Великой Отечественной войны, когда люди слышали какой-то голос, который предупреждал: «Перейди на другое место!» Они переходили, а в это время в то место, где они находились, падал снаряд, который бы в противном случае их уничтожил. Это подлинное свидетельство живой и постоянной связи двух миров – видимого и невидимого. И то, что мы видим своими глазами, это, как говорят, лишь надводная часть айсберга. А настоящая глубина не приоткрывается большинству людей.

– Значит, подлинный смысл церковных событий не доступен пониманию большинства людей?

– То, что совершается в Церкви, совершается в мире невидимом, здесь это воспринимается только со временем и, увы, только немногими людьми, потому что все остальные заключены в земной суете.

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия

– Давайте рассмотрим в качестве примера событие Рождества Спасителя.

– Рождественский пример замечателен… Иерусалим весь спит, спят все окрестности, бодрствуют в это время только пастухи. И именно тогда совершается величайшее Таинство – Рождение Сына Божия, Рождество Христово. Возвещается оно людям непосредственно ангелами. Кому возвещается? Пастухам…

– Но волхвы, восточные мудрецы, тоже пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, следуя за звездой.

– А здесь удивительная параллель: незадолго до этого события волхвы, мудрецы, можно сказать, ученые люди своего времени, замечают какое-то особенное небесное явление: необычную появившуюся звезду. И они понимают, что происходит что-то необыкновенное, причём происходит в невидимом мире. Что же это? Это – Благовещение. Ведь они видели-то звезду далеко, а пока шли, ведомые этой звездой, прошло очень много времени. И вот, они приходят в Иерусалим (кстати, это замечательный символ науки) и, согласно науке, делают вывод о том, что где-то недалеко от Иерусалима что-то должно произойти. Но что?..

Поклонение волхвов

У нас иногда люди ученые, но еще не дошедшие до веры, говорят: «Да, что-то там есть…» При этом слово «Бог» они часто даже боятся произнести. На эту тему есть замечательное высказывание, я не знаю, кому оно принадлежит: «Последнее слово науки есть первое слово Библии». Так вот, когда волхвы пришли в Иерусалим и стали спрашивать: «Где тут должен родиться Царь?», ученые книжники начали им объяснять, что, согласно Священному Писанию, это произойдет в Вифлееме Иудейском. Так последние шаги мудрецов-волхвов, уже приведшие их в Иерусалим, направляются далее согласно пророчествам Священного Писания… И куда приходят волхвы? – Туда, куда прежде них уже пришли пастухи, получив известие непосредственно от ангелов!

– То есть, Господь предпочел открыться сначала простым, неученым людям?

– Так, действительно, совершается и в нашей жизни: простые сердцем люди больше чувствуют власть духовного мира. А за земной суетой, за заботами мы часто забываем о том, что в мире совершается что-то значительное. Поэтому, чем больше суета земная заслоняет духовную жизнь, тем труднее ощущать мир Горний. И слова Спасителя о последних временах звучат так: «ели, пили, покупали, продавали, садили, строили…» (Лк.17:28), то есть люди будут всем этим заниматься, а в это время будет приближаться конец мира.

– Вот именно о конце мира (или о «конце света») совсем недавно было столько шуму в прессе…

– Удивительный Промысл Божий явился в этом явлении, которое, конечно, на самом деле способно вызвать лишь улыбку у человека православного, – в ожидании «конца света». Но, видимо, Господь попустил этому наивному рассуждению (наивному – в смысле точности датировки). Однако весь этот шум явился напоминанием о том, что конец все-таки будет! Но при современной земной суете выглядело это довольно забавно: одни покупают что-то из продуктов про запас (но ведь если конец, то никакие продукты не помогут), другие получают за это деньги (хотя и деньги не будут нужны). Таким образом, и те, и другие действуют бессмысленно! Но удивительно то, что все же некоторые люди серьезно задумались над своей жизнью и решили, что надо покаяться. И это единственное, наверное, доброе семя от всей этой истории о «конце света». Хотя, в общем-то, о нем, конечно, надо людям напоминать! И помнить самое главное, что задолго до этого «конца» многие из нас закончат свою частную жизнь – ведь все равно никто не избежит своего личного конца! Как сказано: «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь!» Видимо, ради этой благодатной памяти смертной Господь и попускает эти, наивные по рассуждению, может быть, знаки, чтобы напомнить нам о том, что всем нам обязательно предстоит.

Рождество Христово – Но совсем скоро всем нам предстоит встретить светлый Праздник Рождества Христова…

– К сожалению, радость грядущего Рождества Христова в этой суете жизни иногда забывается, растворяется как-то, люди просто забывают о ней. А вот кто, пожалуй, особенно чувствует Рождество Христово, так это дети. Это – детский праздник, потому дети его особенно и чувствуют. Может быть, конечно, они во многом по-детски чувствуют, ну и что? Например, родители приучали их поститься, а тут можно будет разговеться, все будут праздновать, все можно есть – ведь это такая радость после поста! И хотя это радость детская, но ведь даже у монахов это есть: «братии утешение велие…» Тут ничего плохого нет, ведь Господь и Сам вкушал пищу, был на брачном пире в Кане Галилейской и заботился о том, чтобы накормить слушающих Его проповедь. Поэтому забота об угощении, забота о пище не является чем-то непонятным или ненужным. Недаром говорят, что если «немощствует тело, немощствует и душа», а если радуется тело, то радуется и душа. А еще иногда говорят: «Веселись, душа и тело!» Все-таки эти сущности – духовная и телесная – связаны между собой. И это естественно, это – цельность человеческой природы.

Одна только печаль: и то, и другое помрачено грехом, поэтому полной радости у нас не бывает. Кто-то расстраивается, кто-то начинает обижаться на что-то… Да и враг часто старается смутить душу. Ведь это очень известное явление, что во время праздников, а иногда и накануне, бывают искушения, например, чтобы поссорить кого-нибудь: близких, родных, разделить их. Это ведь бесовская система: «разделяй и властвуй». В то время как Господь говорил: «Да будут все едино, якоже и Мы» (Ин.17:11). А радость праздника увеличивается именно совместной радостью. Есть замечательное изречение: «горе, которым делятся с кем-то, уменьшается вдвое, а разделенная с кем-то радость становится вдвое большей радостью».

Подобные замечательные высказывания простых русских людей очень поучительны, часто они основаны на текстах из Священного Писания.

– А что это вообще такое – духовная радость праздника?

– Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Этой радости желал всем святой апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите…» (1Фес.5:16-18). И вот именно это устроение дает человеку возможность радоваться уже здесь, в этой жизни, в ожидании будущей радости. Кстати, об этом даже Гете говорил: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мертв и для этой». А если человек живет для будущей жизни, он и здесь живет по-другому: и тут радуется, и там для него будет радость! А если человек и здесь, бедненький, мучается (например, завистью, злобой и т.д.), то и тут-то он не живет, и там для него жизни не будет. Жалко таких людей…

Богослужение в Сретенском монастыре на Рождество Христово. Фото: М. Родионов / Православие.Ru

– Наверное, особенно ощутить радость праздника можно, посещая богослужения в эти предваряющие его недели?

– Радость приближающегося праздника знаменуется нашим православным богослужением. Как прекрасно и глубоко устроен богослужебный Устав! Каждым праздником Церковь спешит порадовать христианина пораньше – это называется предпразднством. Когда радость праздника наступает, Церковь не спешит расставаться с этой радостью – для этого существует попразднство. И чем более велик праздник, тем больше и тот, и другой периоды – подготовки и последующий.

Например, как замечателен Успенский пост: всего-навсего две недельки. А когда он бывает, этот пост? Матерь Божия ведь милостивая, Она же Матерь наша. Уже в первый день Своего поста Она нас радует освящением меда. Потом – Яблочный Спас… А пост перед Праздником Рождества Христова не успел еще начаться – Церковь уже поет: «Христос раждается, славите!» А потом, на каждой воскресной службе, мы слышим в течение всего поста: «Христос раждается!» Это как бы перекликается с возгласом «Христос воскресе!» Когда у нас Праздник Пасхи, Воскресения Христова, то попразднство длится сорок дней, и в течение всего этого времени мы постоянно слышим: «Христос Воскресе!», «Христос Воскресе!» А перед приближающимся праздником Рождества звучит в Церкви: «Христос раждается!», «Христос раждается!»

– И предваряют Рождество Христово недели Святых Праотец и Святых Отец…

– Ну, это ведь естественно: кому мы должны быть благодарны? – Тем, кто эту радость до нас донес, кто эту истину для нас сохранил и нам передал. Откуда это? – По преемству от Праотец, от Отец. Это – Предание Церкви, которое передавалось из поколения в поколение до наших дней, это преемство живое. Поэтому как были Праотцы и Отцы до Рождества Христова, так и теперь есть Праотцы и Отцы – уже наших поколений. Это символизирует наше преемство и учит нас с благоговением относиться к тем, кто эту истину для нас сохранил.

«Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение!»

Поздравляю всех с наступающим великим и светлым Праздником Рождества Христова!

Праздник Светлой Пасхи. История праздника

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире, в отличие от католического, в котором главный день церковного года — Рождество. Пасхе предшествует сорокадневный пост. К празднику готовятся заранее, убирая в квартирах, крася яйца, а также готовя праздничную трапезу и куличи.

История возникновения праздника Пасхи

Праздник зародился задолго до рождения Христа. Пасха ассоциировалась исключительно с еврейским народом. История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Это было тяжелое время для народа: издевательства и притеснения. Вера в Бога и надежда на спасение и милость Божию всегда жили в их сердцах.

Однажды к евреям пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства. Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней. Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома – ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом. Последняя, десятая, казнь, как и предыдущие, покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его. Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила. С тех пор Пасха означает «прошедший мимо, миновавший».

Пасха в Ветхом завете

У девы Марии родился Иисус Христос. В 30 лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами. На третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье несколько женщин пошли к гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень в белоснежных одеждах. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал», — обратился Ангел к испуганным женщинам. Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолов об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих увидеть Христа, сияющего неприступным светом воскресения. За неделю до Пасхи верующие отмечают Вербное воскресенье.

Как определяют дату Пасхи?

Накануне распятия, в четверг, состоялась Тайная Вечеря, где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино – кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия. Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и началом поста, а воскресенье – днем радости.

В 325 году на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи – первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед. За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Пасхальные поверья

С праздником Пасхи связано огромное множество поверий. В пасхальное воскресенье разрешалось просить у Бога всего, что душа пожелает. Например, преуспевания в делах, щедрого урожая, хорошего жениха. В пасхальную ночь набирали водицы из родника, приносили ее домой, не проронив по дороге ни единого слова, и окропляли этой водой жилища и амбары – на счастье и благополучие. Если съешь на Пасху яйца, снесенные курами в Страстной четверг, защитишь себя от недугов, а зароешь их скорлупу в землю на пастбище – убережешь скотину от всякой напасти.

Накануне Пасхи в доме пекутся куличи и красятся яйца луковой шелухой. Можно красить яйца разноцветными специальными красителями, которые продаются в магазинах, можно расписать тонкой кисточкой, наклеить на них красивые наклейки.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «битье» яйцами. Это простая игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «биться» с другим человеком.

В Европе и Америке одной из самых популярных пасхальных традиций является «охота за яйцами» – детская игра, которая заключается в прятаньи, разыскивании и катании по наклонному газону игрушечных и шоколадных яиц. Каждую Пасху устраивают такой праздник в Вашингтоне – прямо на лужайке перед Белым домом.

7 января, православные отмечают один из главных церковных праздников — Рождество Христово. Все христиане убеждены, что Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества.

Рождество — это самый светлый праздник у православных. Традиционно православные, в отличие от представителей католической церкви, большее значению уделяют внутреннему умиротворению и духовному созерцанию радости праздника, нежели его внешней атрибутике, однако православное Рождество также проникнуто своими красивыми традициями.

Традиции и обычаи праздника Рождества

Этот праздник приходит к людям морозной ночи в час полуночной храмовой службы в сиянии свечей, в свете звезд и громком пении хора. Звуки детских голосов, славословят Бога, как ангельский глас, наполняют торжеством Вселенную. Небо и земля славят Рождество Христово. На земле, хотя бы ненадолго, воцаряется мир, а сердца наполняются доброй волей.

  • В пределах предпразднества и попразднества, праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.
  • Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) совершается в последний день перед праздником. Это свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.
  • В Православной Церкви в навечерие совершается в часы, называемые Царскими. Потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Чрезвычайно крепки и красочны традиции празднования Рождества

Как в старину, многие к Рождеству пол в деревенских избах покрывают свежим сеном, а стол — соломой, на которую затем стелют скатерть и ставят угощение. Все это напоминает, что Спаситель родился не в царских чертогах, а в овечьем хлеву и был положен в ясли на солому.

В первый день Рождества — 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут деду и бабе ужин.

Утром 7 января вся семья или несколько представителей идут в церковь на праздничную молитву, а возвращаясь из церкви, люди радостно здороваются: — «Христос родился!» Им отвечают — «Славьте его!»

Несмотря на особенности традиций празднования Рождества у разных народов, в нынешнее время практически всех их объединяют некие общие символы. К таковым относятся и традиция дарить на Рождество подарки, и обязательный персонаж праздника — Санта Клаус (у нас Дед Мороз), и рождественская елка, украшенная игрушками и гирляндами.

Практически повсеместно на Рождество вешают праздничные венки и колокольчики, а также зажигают рождественские свечи. В этот светлый праздник все люди славят Христа, приветствуют друг друга: «Христос родился!», а родным и близким посылают рождественские открытки.

Если правильно просить и только одно — непременно получите

В ночь с 6 на 7 января начинается Время мира, оно длится 40 дней. Это период, когда все силы — космические и земные — уравновешены. В это время нужно и можно желать и просить то, что вам необходимо. Это не значит, что каждый день надо просить что-то новое. Если правильно просить и только одно — непременно получите.

  • 7 января: за завтраком и обедом. нельзя пить воду и нельзя лгать. Конечно, лгать нельзя в любой день, но в этот особенно.
  • В этот день нельзя забивать скотину, иначе свою кровь прольете.
  • Кто ругается в этот день, тот забирает надежду на спасение у своих предков.
  • Утром 7 января (с часа ночи до 5 утра) небо раскрывается, и в это время можно просить Бога об исцелении от болезней, об отпущении грехов.
  • 8 января: церковь почитает собор Пресвятой Богородицы. Наши предки называли этот день «бабьи каши» — было принято навещать родных и угощать их.

Традиции рождественского застолья

По традиции, берущей свое начало в языческих временах, в Сочельник запрещено вкушать пищу до первой звезды.

Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами.

Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост — целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Святвечер был для них первой трапезой в этот день — им и заканчивался 40-дневный Рождественский пост.

Рождественский сочельник

Слово Сочельник происходит от слова «сочиво». Это обрядовое, ритуальное постное блюдо, обязательное для этого вечера.

Готовилось оно из миндального или макового «молока» смешанного с медом и крупяной каши (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой, позже даже рисовой). В эту кашу добавлялись орехи или мак.

Таким блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник, при других важных событиях — крестинах, поминках.

Подобную кашу, немного отличающуюся по составу, называемую «кутьей» варили и на поминках, крестинах, при рождении ребенка, но уже не всегда постную.

Так, на второй день после Сочельника готовили «бабкину» кутью — «богатую».

В Святой вечер, после захода Солнца вся семья собирается за столом, на котором 12 традиционных постных блюд — по числу апостолов. Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым: каждое нужно хоть немного попробовать.

Хорошо, если на столе горит свеча — живой огонь. Главное блюдо ужина в Святой вечер — кутья. Традиционно ее готовят из пшеницы, но можно использовать и другие цельные крупы. Крупинки, зерна — это символ людей, склеенных в человечество. А в качестве клея в кутье используют мед или сахарный сироп.

Этим ужином заканчивается строгий Рождественский пост: 7 января все ограничения снимаются.

Рождественские праздники — одни из немногих в христианском календаре, в которых тесно переплетаются церковные и народные традиции.

После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Колядники

Не утратила своей актуальности и прекрасная традиция колядования, когда дети ходят по домам, поют рождественские песни-колядки и желают хозяевам мира и процветания, посыпая при этом пол, «засевая» зернами пшеницы или ячменя, что по поверьям несет в дом благосостояние и счастье.

В благодарность хозяева одаривают детей сладостями и монетками, которые, как верят многие, приносят удачу на весь год.

Слово Коляда имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дающему плодородие и радость, в песнях-колядках пели о явлениях природы — месяце, солнце, грозе, желали урожая, счастливых браков.

Колядки — это величальные обрядовые песни зимнего цикла — популярны и в наше время.

Начиная с вечера 6 января, всюду ходят христославы (колядники) с «Вифлеемской звездой». На палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшается фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем с этой звездой поющие рождественские гимны обходят окрестные дома. Такие посещения называются колядованием.

Колядовать ходили и ряженые — они в ролях разыгрывали рождественские рассказы, а кроме того и другие христианские сюжеты, которые пользуются неизменным успехом в народе. К ним обычно входили Коза, Ирод, Пастухи, Цари, Жиды и даже Смерть. Смерть — это вообще экстравагантный персонаж. Ночью как увидишь, то можно испугаться.

Все имеют маски и никогда не узнаешь, знакомые под ними или нет. А вот с Жидами следует быть особенно аккуратными, а то выманят у Вас все деньги.

Переходя от дома к дому с известием вифлеемских пастырей, ряженые прославляли пришествия в мир Спасителя, который показал единственный путь к настоящему счастью — через любовь к ближним, отверз двери милосердия и сострадания.

Вертеп

Древним рождественским обычаем было (да и часто остается) хождение с вертепом. Вертеп представлял из себя небольшой короб, изображающий пещеру, где, по преданию, родился Христос. Этот короб был миниатюрным кукольным театром, в котором народные умельцы играли целые спектакли на тему Рождества.

В XIX веке во многих городских домах вошло в моду делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под елку. Кукол искусно изготавливали из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шелковые кафтаны.

Здесь были и восточные волхвы, и ангелы, которые славословили, но центром композиции неизбежно были Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Божественным Младенцем.

Вертеп нередко устанавливают и в церкви. В последнее время традиция сооружения вертепа под елкой стала возрождаться, куклы для него можно приобрести даже в магазине.

Рождественские гадания

Кстати, среди молодежи распространены рождественские гадания. Считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.

Гадать можно с 25 декабря по 17 января. Как гадали на Новый год и Рождество….

Народные приметы и суеверия на Рождество

Издавна наши предки очень строго придерживались народных примет на Рождество. Ведь именно в этот праздник они могли определить ход событий грядущего года.

  • От Рождества до Крещения охотится грех, с охотником случится несчастье.

Погодные приметы

  • Ясная погода на Рождество — хороший урожай будет летом и осенью.
  • Если небо звездное — будет приплод скота, а также хороший урожай грибов и ягод.
  • Снежная метель на Рождество Христово — следует ждать хорошего урожая пшеницы. Кроме того, метель — хороший знак для пчеловода, ведь она предвещает хорошее роение пчел.
  • А вот если праздник выдался теплым, ждите холодной весны.
  • Оттепель на Рождество — к плохому урожаю овощей.
  • Идет снег хлопьями или лежит иней — к хорошему урожаю хлеба.
  • Небо звездное — к урожаю гороха

Наши предки утверждали, что работать и заниматься хозяйственными делами в Рождество Христово — грех. Ведь так вы можете нагнать нечистой силы в дом.

Особенно плохой приметой на Рождество считалось шитье. Наши предки утверждали, что тот, кто шьет в этот большой праздник, накликает слепоту на кого-то из своей семьи.

  • Еще есть примета, которой многие доверяют и по сей день — как проведешь Рождество, такой и год будет.
  • Нельзя ссориться с родными — тогда проживете весь год в разногласии.

Приметы о достатке

  • Если на Рождество вы потеряете какую-либо вещь, это означает, что вас в следующем году могут ждать убытки.
  • Если найдете вещь, особенно ювелирное украшение, — тогда к вам уже на всех парусах несутся деньги!

Примета на удачу

  • Если за рождественским столом вы случайно разлили чай или кофе — это к приятным долгожданным новостям и к большому успеху всех ваших начинаний. К спиртным напиткам данная примета не относится.

Примета на исполнение желаний

  • Найти ложку на берегу реки после Рождества — к исполнению вашего заветного желания. Также берег — это символ стабильности и покоя. Не исключено, что в следующем году вы или создадите семью, или решите какие-то важные семейные проблемы.

Приметы на счастье и удачу

  • Если на Рождество вы увидите человека с горбом — это к большому счастью. Еще лучше, если вы сможете хоть одним пальцем к его горбу прикоснуться.
  • Не меньшую удачу сулит встреча с большой собакой, немецкой овчаркой или догом.
  • Если вы в Рождество наступите в навоз (в роли навоза вполне могут выступить и экскременты любимой соседской собачки) — и это к удаче.

Суеверие на возможные финансовые потери

  • Если в рождественскую ночь вы увидите мышь — это очень плохо! Будьте осторожны, заключая новые контракты, подписывая договора и беря кредиты. Вас могут ждать финансовые потери!

Суеверие с зеркалом

  • Если в канун Рождества или в рождественскую ночь вы уроните зеркало и оно треснет — это к беде. Ни в коем случае не оставляйте потрескавшееся или разбившееся зеркало в доме. Аккуратно заклейте трещину (можно обычным пластырем), заверните зеркало в полотенце и выбросите.

Суеверие на здоровье

  • Женщинам на Рождество нельзя заниматься рукоделием: шить, вязать, вышивать, пришивать пуговицы. Иначе одного из членов семьи в следующем году ждут болезни и, может быть, даже смерть.

Впрочем, верить или не верить в приметы — решать вам. Но, как это ни странно, многие народные суеверия действительно могут подсказать, что случится в ближайшем будущем и оградить вас от всевозможных неприятностей.

Главное, даже если в рождественскую ночь вы столкнулись с какой-нибудь не очень приятной приметой, сохраняйте оптимизм и не портите себе настроение. В конце концов, любой человек — сам хозяин своей жизни и творец своей судьбы!

Мы пожелаем вам сегодня
Счастливых в жизни перемен,
Стучали чтоб сердца с любовью,
Печали избегая плен,

Чтоб жизнь вам мудрость прибавляла,
Оберегая от невзгод,
Мы с Рождеством вас поздравляем,
Здоровья вам из года в год!

Одеты сосны в серебро,
И звезды в небесах сияют!
Пусть Рождество несет добро,
Достаток в доме прибавляет,

Подарит счастье, красоту,
Наполнит дом веселым смехом,
Исполнит каждую мечту!
Везенья, радости, успехов!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх