Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Путешествия по родному краю

Я родился в Ямало-Ненецком автономном округе в городе Новый Уренгой. Я люблю свою Родину и хочу рассказать о ней. Вы спросите, чем привлекателен мой край? Об этом можно узнать, совершив вместе со мной путешествие на Ямал. Я вам докажу, что мой край – это жемчужина России.

Ямал в переводе с ненецкого языка означает «Край земли». Это, действительно так. Северное положение Ямала определяет суровость природно-климатических условий. Но, несмотря на это каждый сезон года интересен и привлекателен чем — то особым.

Длинная, снежная, суровая зима. Кругом белый, белый снег. Деревья покрыты изморозью, стоят как сказочные. На белом снегу совсем не заметны песец и заяц. Куропатки прячутся между ветвей деревьев, как комочки снега. Привлекает своей красотой символ Арктики – полярная сова. А полярное сияние на зимнем небе – это удивительные северные спектакли, которыми я любовался не раз.

Коротка и быстротечна весна. Она радует быстрым потеплением. Буквально за два дня природа расцветает, становится ярко зеленой лесотундра. С южных стран прилетает множество птиц. Целые птичьи базары можно наблюдать по берегам водоемов. Здесь высиживают птенцов полярные утки, гуси. Украшают своей грациозностью водную гладь водоемов лебеди. Пасутся на просторах тундры северные олени.

Летом белые ночи. Солнце не заходит за горизонт, все время светло. Определить день это или ночь мне помогают только часы. Поспевают вкусные, полезные ягоды. Их тут большое множество: брусника, голубика, морошка, черника, клюква. Многообразие грибов. Мне нравится их собирать.

Осень радует яркими красками. Тундра, лесотундра разукрашены в красный, желтый, коричневый, зеленый цвета. Красные гроздья рябины свешиваются, привлекая взгляд.

Ямал это край озер и рек, которым нет числа. А рыбы в них пруд – пруди! Осетр, нельма, муксун, пыжьян, ряпушка, окунь, щука это не весь перечень многообразных видов.

Одной из уникальных достопримечательностей является то, что округ пересекает северный полярный круг. В Салехарде столице округа открыта стела «66 параллель», символ тому, что, через город проходит линия северного полярного круга.

Интересным является и то, что в тундре на «заре веков» бродили мамонты. Находки бивней, костей мамонтов известны во всех районах округа. Мамонтенок «Люба» единственный представитель вымершего вида, найден целиком с сохранившимися ушками и хвостиком.

Ямал – Родина коренных народов: ненцев, ханты, селькупов. Это душевные, гостеприимные, трудолюбивые, скромные люди. Оленеводы, охотники, рыбаки. Они трепетно и бережно относятся к природе, северной, но самой дорогой Родине. Они сохранили свои традиции, обычаи, самобытную, уникальную культуру, которая нашла свое выражение в орнаментах на одежде, в построении основного жилища чума, в декоративно – прикладном творчестве, в исполнении народных песен и танцев. Во время проведения праздника «День народов севера» можно покататься на северных оленях. Это захватывающее занятие мне очень понравилось.

Ямал – северная жемчужина России, где удивительно сочетаются природная красота и вековые традиции гостеприимства и доброта местных жителей. Этот край притягивает природными и культурными богатствами, чистым воздухом и первозданной красотой. Думаю, что я доказал вам это во время нашего путешествия по Ямалу. Приезжайте к нам на Ямал и сами в этом убедитесь!

Абдрашитов Алексей, ученик 4 б класса МБОУ «СОШ № 11», Тюменская область, ЯНАО, г. Новый Уренгой
Педагог: Макеева Татьяна Александровна

Туристический поход. «Родной свой край — люби и знай!»

Ирина Паршикова
Туристический поход. «Родной свой край — люби и знай!»

В теплый сентябрьский день мы с детьми подготовительной группы № 9 (воспитатель Ганагина И. В.) и подготовительной группы № 10 (воспитатель Куземкина Е. А.) , совершили туристический поход к водоему.

Поход проходил под девизом «Родной свой край люби и знай». Перед началом я познакомила участников похода с правилами туриста, рассказала, по какому маршруту будем двигаться. Всем детям и взрослым было дано задание: во время похода найти что – то интересное, удивительное. Во время прохождения маршрута педагоги знакомили детей с названиями улиц, площадей. Дети также познакомились с памятниками, с достопримечательностями родной станицы. На привале у водоема дети играли, наблюдали. Но самым интересным оказался «туристический перекус». Затем участники похода побывали в центральном парке станицы Ленинградской, где с большим удовольствием играли на детской площадке.

Во время похода был сделан фоторепортаж. Предлагаю его вашему вниманию.

Наша речка со смешным названием — Банюха

Сообщение маршрута

В добрый путь!

Первый привал

Детская площадка

Памятник труженикам тыла

Памятник жертвам фашизма

У памятника Пушкина

Памятник Суворову

Ура,пришли!

Туристический перекус

Все поделим пополам

Мы — фотомодели

Я нашла красивое дерево!

Давай помогу! Я сильный!

Мы нашли шиповник

Подружки

Вот мы и вернулись!

Хоть немного и устали, но нам понравилось!

Конкурсная работа Экологический путеводитель «Путешествие по родному краю»

Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

МКОУ ДОКУЧАЕВСКАЯ СОШ

Экологический путеводитель

«Путешествие по родному краю»

Номинация «Эколого-краеведческие путеводители»

Выполнила: Жужукина Юлия – 10 класс

МКОУ Докучаевская СОШ

Руководитель: Сологуб Светлана Даниловна

учитель географии

МКОУ Докучаевской СОШ

2015г.

1.Введение. Стр.3

2. Основная часть:

2.1.На этой земле мы живем (из истории села). Стр. 3 — 5

2.2. Объекты маршрута. Стр . 6-8

3.Заключение. Стр. 8

4. Литература. Стр.9

5. Приложение. Стр.10

1.Введение

Имя сменить можно, но стыдно,

Друга сменить больно, но можно,

Путь изменить трудно, но можно, —

Но нельзя поменять, —

Как не хотел бы, не тщился,

В кого б, во что б ни влюбился, —

Тебя породившую мать,

Землю, где ты родился.

Д. Жалсараев.

Места родные, милые места!

В сердце каждого человека живет любовь к малой родине, к родной земле с ее бескрайними степями, опоясанными ленточкой голубых рек, с ароматами крутых склонов каменистых сопок, к земле, овеянной легендами и преданиями, родине людей, умноживших славу и богатство нашего края.

Наша земля стоит того, чтобы ею гордиться. Для этого надо знать историю своего родного края, культуру и традиции народов, живущих здесь. Живем мы в красивом месте – поселке Вознесенский Таловского района Воронежской области. Поселок Вознесенский… Его не увидишь на карте мира, но он так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, справляем свадьбы, держим на руках своих первенцев, затем ведем их за руку в школу, а там внуки, правнуки. Такова жизнь.

2.Основная часть.

2.1. Как часто мы произносим в жизни фразу «Мой дом – мое село». В этих словах таится любовь к нашей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность…

Для многих наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость. Здесь выросли их дети, и подрастают внуки, … и может быть, они не изменят своей малой родине и будут жить, и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей.

Наша малая Родина – поселок Вознесенский расположен в одном из самых живописных мест Воронежской области – Каменной степи. Его история насчитывает всего лишь 90 – летие. Но за это короткое время, облик когда – то необжитого степного края полностью изменился. Распаханы сотни гектаров целинной земли, появились пруды с зеркальной водой, ряды величавых деревьев, дарящих прохладу в летний знойный день, благоустроенные дома, асфальтированные дороги, блага цивилизации – водопровод и газ – все это лицо современного поселка. Но, главное его богатство – люди! Это благодаря их трудолюбию, упорству, любви к родной земле мы можем гордиться прошлым и настоящим своей малой родины. Нам, юным, важно сохранить все то, что создавалось нашими предками.

А начиналось все так.

Осенью 1921 года выехали четыре семьи из Козловки – Раковских, Лепехиных, Сушковых и Мачневых на неосвоенную Каменную степь.

Искали место, за которое не стыдно было бы перед потомками. Такое нашли там, где находилось имение Холомкина. Местность тут была живописная. По весне потянулись другие односельчане. Тяжело далось основание нового поселка. Назвали его Вознесенка.

Уклад жизни, установившийся в конце тридцатых годов, разрушила война. В армию забрали большинство мужчин поселка. В нем остались одни женщины и дети. Они и вытянули тяжесть военного лихолетья.

В послевоенное время Вознесенка стала центральной усадьбой колхоза имени Докучаева.

В 1954 году произошло укрупнение колхозов в колхоз имени Докучаева.

Объединенное хозяйство возглавил Дужнов Андрей Алексеевич. В состав колхоза вошли поселки: Вознесенский, Докучаевский, Новый Пахарь, Покровский, Верхняя Орловка.

60 – 70 годы – это годы активного строительства поселка Вознесенский.

В 1967 году распахнула свои двери Докучаевская средняя школа. Это красивое, двухэтажное здание находится в центре села. В настоящее время в школе обучаются 68 учащихся.

Большим и радостным событием было открытие клуба. Директором стал Сушков Павел Иванович. Сельские артисты выезжали с концертами в Таловую, поселки Покровский, Пахарь. Где их ждали с нетерпением.

В 1987 году на карте поселка Вознесенский появилась новая улица, названная Полевой. Теперь она одна из самых благоустроенных.

Самым красивым местом в поселке является парк. Заложен он был в 1965 году учащимися, тогда еще восьмилетней школы. Среди стройных, высоких тополей находится памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Каждый год 9 Мая здесь особенно многолюдно.

В декабре 2002 года «голубое топливо» пришло в дома селян. А в мае 2008 года в п. Вознесенский появилась долгожданная достопримечательность – новая Водопроводная башня, аналогов которой нет в Воронежской области.

Среди дубов, дубрав и пашен

Стоит обычное село.

Здесь знаю каждую тропинку,

Здесь мне родиться повезло.

В рассказе об истории села прошли годы далекого и не очень далекого прошлого, судьбы, свершения, событии, характеризующие жизнь поколений, отдельных людей, исполненную страсти и горения. Это живая, неостывающая история нашей малой Родины. (Приложение 1.Фото 1.Знакомые родимые места. Фото 2. Одна из улиц поселка Вознесенский)

Любовь к родному краю, знание его истории — это основа духовной культуры любого народа. Поэтому созданный нами путеводитель направлен на защиту и сохранение красивых природных мест нашего поселка, содействует организации экологического воспитания населения, способствует восстановлению природных объектов за счет повышения природоохранных и экологических знаний.

Цель: разработать экологический путеводитель «Уникальные природные места родного края», описать и указать объекты.

Задачи:

  1. Собрать информацию о красивых местах родного поселка: географическое положение, природные и климатические особенности.

  2. Обобщить материал о природных местах поселка.

  3. Организовать работу, направленную на восстановление нарушенных природных объектов (организация экологических десантов).

  4. Формирование единой рекреационной среды, создание маршрута.

  5. Формирование толерантного сознания у учащихся, местного населения.

  6. Собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить компьютерную презентацию

Социальная значимость экологического путеводителя: направлена на защиту и сохранение природных объектов, содействует организации экологического воспитания населения, способствует восстановлению природных объектов посредством повышения природоохранных и краеведческих знаний.

База исследования: в работе, использован материал из личных и школьных архивов, ресурсы интернета, а также материалы музея МКОУ Докучаевской СОШ.
Методы исследования: наблюдение, пребывание на объекте, фотографирование и изучение его.
Ожидаемый результат:
— разработать буклет к путеводителю;
— разработать виртуальную экскурсию;

— создать карту и обозначить природные объекты родного края.

2.2.Объекты маршрута.

Наш парк. Одним из самых любимых мест ребят является наш школьный парк. Школьный парк является материальной базой обучения биологии и географии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой, и предназначен для проведения теоретических и практических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся. По территории парка проводятся постоянные экскурсии. Они имеют интересные и содержательные задания: загадки, игры, викторины. Во время экскурсий изучаются биологические особенности березы, влияние человека на флору и фауну, проводятся наблюдения, ребята знакомятся с правилами поведения в природе.

Мы узнали, что на территории школьного парка находится 2 вида берез. Эти светлые, нарядные, изящные деревья смогли приспособиться к нашим условиям.

(Приложение 2. Фото 3. Любимая тропа среди берез в парке. Фото 4. Именно сюда приходят выпускники школы. Фото 5. Наш парк. Красив он в любое время года, особенно осенью.) Особенно хороша эта местность весной, деревья в школьном парке благоухают цветущей сиренью и ландышами.…Нет, это всё-таки чудо.

Но…В связи с возросшим интересом к этому месту усилилось и влияние человека на природный объект. Мы нередко наблюдаем к нему варварское отношение. Это чревато ухудшением экосистемы парка. В результате создания экологического путеводителя начнется целенаправленная работа по сохранению природных объектов природы и разумному природопользованию.

Грамотно составленный путеводитель позволит посещать родные места цивилизованно.

Наши пруды. Все ли мы знаем о земле, на которой живем? Большинство лишь на мгновение, утвердительно кивнет головой: «Конечно!» А сможете ли вы, например, ответить, какой лес нашего края знаменит на всю Россию? Или какая река у нас самая короткая? Или, сколько в нашей области искусственных водоемов? К началу 2007 года насчитывается 2151 пруд. Это почти 30 процентов от прудового фонда центрального Черноземья, водохранилищ – 206. Суммарный объем задержанной воды составляет 526 млн. куб.м., а общая площадь водного зеркала равна 194 кв.км.

Наши пруды все больше похожи на лесные красивые озера, где игриво плещется рыба, величаво плавают утки и гуси, и раздается неугомонный хор лягушек, перебиваемый трелью соловья и других птах. Мы должны сохранить эту красоту!

Такое не везде увидишь. В жаркую погоду ощущается дуновение прохладного и влажного ветерка с этой водной глади. Иногда, в тихую погоду, когда солнце склоняется к горизонту. То в одном, то в другом месте из зеркальной воды выскакивают свечей сазаны и, изогнувшись дугой, шлепаются вниз. Играет рыба. Глядишь вокруг — и на душе светло.

И вот мы на перекрестке дорог. Налево дорога, вдоль которой раскинулся Клишин пруд, направо – Чугунов пруд. (Приложение 3. Фото 6. Клишин пруд и Чугунов пруд)

Оба пруда – настоящее лягушачье царство. Ранней весной здесь мечет икру остромордая лягушка, по берегам, на самой воде живут сотни больших и маленьких зеленых лягушек. Такое не везде увидишь. В жаркую погоду ощущается дуновение прохладного и влажного ветерка с этой водной глади. Иногда, в тихую погоду, когда солнце склоняется к горизонту. То в одном, то в другом месте из зеркальной воды выскакивают свечей сазаны и, изогнувшись дугой, шлепаются вниз. Играет рыба. Глядишь вокруг — и на душе светло.

Выйдя на окраину п. Вознесенский, пройдя к западу вдоль лесной полосы, состоящей из таких пород, как дуб обыкновенный, клен, груша, открывается картина Покровского пруда. По берегам расположилось красочное разнотравье. Во время осеннего и весеннего перелетов, пруд служит местом кратковременных остановок водоплавающих птиц. Летом в полуденную жару на его берега на отдых слетаются тысячные стаи грачей. (Приложение 4. Фото 7. Покровский пруд).

Наш путь дальше шел на юг, где слева и справа улицы п. Докучаевский с зелеными насаждениями и кустарниками. И вот перед нами классическая картина спланированных и созданных культурных ландшафтов – прудов. Картина полна гармонии и неповторимой прелести. Здесь обильно развита прибрежная растительность – рогоз, осоки, камыш, а поверхность буквально кишит от обилия рыбной молоди; золотого и серебряного карася! Внутреннюю структуру прудов определяют следующие типичные фации и подурочища: центральное глубоководье, прибрежное мелководье, свободное от погруженной и плавающей мягкой водной растительности; прибрежные заросли ивы, верховье, заросшее мягкой и жесткой растительностью, абразионный выступ, плотина. Здесь гнездятся птицы – цапли, утки – кряквы, камышницы. Зеркало воды чистое. Любимое место отдыха населения. (Приложение 5. Фото 8. Любительский пруд. Фото 9. Неретинский пруд. Фото 10. Здесь можно и рыбу половить).

По плотинам прудов переходим к Головному пруду. (Приложение 6. Фото 11. Головной пруд). На берегу, в тени деревьев можно немного отдохнуть и внимательно присмотреться к пруду, познакомиться с тем, как постепенно формируются берега водоема. К западу вдоль пруда Раковский, начинается зона отдыха, где разрешено купаться и ловить рыбу. Берег окаймлен сравнительно молодыми лесоподобными декоративными насаждениями. Посадки сирени обыкновенной и ирги овальнолистовой, смородины золотистой, вишни степной и терна окружают Дедов Нижний пруд. (Приложение 7. Фото 12. Дедов Нижний пруд). Водоем богат рыбой, заполненный водой он был пригоден для промышленного рыбного хозяйства. Наши пруды все больше похожи на лесные красивые озера, где игриво плещется рыба, величаво плавают утки и гуси, и раздается неугомонный хор лягушек, перебиваемый трелью соловья и других птах. Мы должны сохранить эту красоту!

3.Заключение.

Мы часто ходим купаться на пруды, просто вечером посидеть у воды, чтобы набраться здоровья, сил, энергии. Приходя, мы приводим в порядок наши природные объекты. Проводим экологические десанты: чистим прилегающую территорию, убираем опавшую листву, ветки, акции «Чистый берег», «родник». Но самое замечательное, мы проложили экологические маршруты и посетили все эти места. Мы гордимся красотами своего края, хотим рассказать о них всем. Вот для чего необходим экологический путеводитель. Очень часто бывает так: мы знаем о красивых наших местах, но варварски относимся к ним, забывая об экологической культуре или, не подозреваем о том, что нас окружают дивные места. А так хочется, что бы каждый с гордостью говорил: «Мой край самый красивый, самый уникальный».

Родная степь, ты колыбель моя,

Живи в веках, цвети и не старей.

В душе своей храню тебя всегда,

Мой край любимых белых лебедей.

Приложение 8. Карта маршрута

4.Литература:

* «Воронежские дали» — под редакцией профессора Ф.Н.Милькова

* «документы Вознесенской сельской администрации»

*»Каменная степь» — Ф.Н.Мляков, А.И.Нестеров, Н.Г. Петров, М.В.Гончаров

* » Личные наблюдения»

* «Интернет – ресурсы»

5. Приложения.

Приложение 1.Фото 1.Знакомые родимые места Фото 2. Одна из улиц поселка Вознесенский.

Фото 1. Знакомые родимые места

Фото 2. Одна из улиц поселка. Улица Вознесенская.

Приложение 2. Фото 3. Любимая тропа среди берез в парке.

Фото 4. Именно сюда приходят выпускники школы.

Фото 5. Наш парк. Красив он в любое время года, особенно осенью.

Фото 3. Любимая тропа среди берез в парке.

Фото 4. Именно сюда приходят выпускники школы.

Фото 5. Наш парк. Красив он в любое время года, особенно осенью.

Приложение 3. Фото 6. Клишин пруд и Чугунов пруд

Фото 6. Клишин пруд и Чугунов пруд

Приложение 4. Фото 7. Покровский пруд.

Фото 7. Покровский пруд

Приложение 5. Фото 8. Любительский пруд.

Фото 9. Неретинский пруд. Фото 10. Здесь можно и рыбу половить.

Фото 8. Любительский пруд

Фото 9. Неретинский пруд

Фото 10.Здесь можно и рыбу половить

Приложение 6. Фото 11. Головной пруд.

Фото 11.Головной пруд

Приложение 7. Фото 12. Дедов Нижний пруд.

Фото 12. Дедов Нижний пруд

Эссе «Путешествие по родному краю».

Теплов Виталий, 14 лет.

Путешествие по родному краю.

Россия! Как широка она! Несмотря на то, что мне только 12 лет, путешествовал я много, побывал во многих городах.

И однажды, разглядывая карту, вспомнил о тех местах, которые запомнились своей красотой, неповторимостью, каким-то русским духом, самобытностью.

Все это заставило меня многое переосмыслить из того, что знал раньше, изучал в школе, видел в кино, по телевизору. Другими глазами посмотреть на свою землю, свою Родину, Россию.

И я понял, что люблю свою родную землю, Россию, люблю свою малую родину, Кольский край.

Мне нравится путешествовать по нему, восхищаться неброской, но запоминающейся природой. На многие километры вдоль Баренцева моря тянется мурманская земля. Берега его причудливы и разнообразны. То встают над водой бурые скалы, похожие на разрушенный город, сине- фиолетовыми озерами разливаются заросли иван — чая. Выйдут из леса осторожные олени, над бурным речным потоком взлетит серебряной птицей семга, царская рыба, гордость северных рек. Это о нашей земле сказал поэт:

В Заполярье солнце светит сбоку,

Словно шар земной целует в щеку,

И от этой очень робкой ласки

Расцветают трепетные краски.

Краски Севера — вечная загадка для художника. Как передать все полутона, эти мельчайшие неуловимые оттенки? Масло кажется слишком насыщенным, густым, грубым. Больше подходит нежная акварель, но и она не передает той тревожной глубины, что таится в сдержанных красках Севера. А как выразить мягкое сияние зимней зари, трепетную голубизну зыбких теней, что ложатся на снег, когда в первый раз после долгой зимы всходит над горизонтом малиновый круг солнца? А сколько оттенков принимает море у мурманских берегов: от матового серебра до черного с металлическим отблеском графита! Да и климат нашего края необычен. Он не такой, каким представляют его себе многие люди, которые не бывали на Мурмане и знают о нем лишь понаслышке. В самом деле. Если судить по широте, на которой расположена Мурманская область, на ум невольно приходят мысли о жестоких морозах, о царстве вечного холода. В действительности же это не так. Конечно ,от Севера никуда не уйдешь. Его ледяное дыхание здесь всегда ощутимо. Но в то же время в самый разгар зимы на севере Мурмана иногда теплее, чем на севере Каспия. А какое прекрасное лето в Мурманске! Мурманск красив по- своему в любое время года. И летом, когда днем и ночью светит солнце, придавая праздничность светлым фасадам домов, зелени скверов и газонов. И осенью, когда город расцвечен красными рябиновыми гроздьями. И зимой, когда на небе только звезды, луна да северное сияние. Оно зажигается разноцветными картинками: иногда это ручейки, которые, извиваясь, убегают вдаль, порою, оно напоминает вихри метелей. Особенно красиво северное сияние в сильный мороз. Наш город красив своей суровостью, надежностью, добротой. Ну а весной, когда город озарят первые солнечные лучи, земля еще долго будет кутаться в снежную шубу. И только в мае продрогшая Кольская земля сбросит свое снежное покрывало, и на свет пробьются золотые головки мать-и-мачехи. Но мне больше нравится Мурманск летом, когда десятки тысяч оконных стекол отражают незаходящее солнце и на зеркале залива лежит розовый блин солнца, дома перемигиваются, словно рассказывают друг другу последние новости. Правда, лето в Мурманске короткое. Вся природа это знает и жить торопится. Взять хотя бы деревья. Пригрело солнышко, и к вечеру на них почки набухли, вот-вот лопнут. Цветы стараются быстрее зацвести. Птицы гнезда вьют, яйца откладывают.

Для меня лучший месяц лета- август. Я люблю в это время ходить в лес, собирать грибы.

А собирать их в окрестностях Мурманска именно в августе особенно приятно: красную шляпку подосиновика чуть не за километр видно.

Летом я всегда уезжаю на юг. Но уже месяца через два снова хочется вернуться в Мурманск, к его серому небу и грустному мелкому дождю. С залива дует холодный ветер, пробирая до костей, но мы- люди северные, привычные. Когда возвращаешься на поезде, видишь мягкий утренний туман, расстилающийся по земле, скупое на ласку северное солнышко, пробивающее робкими лучами синие тучи, на душе становится легче и веселее. Сердце стучит от волнения. Мелькают знакомые очертания Мурманска. Я дома.

Я люблю Мурманск. Это мой самый любимый город на земле, так как я родился и вырос в нем. Здесь родились мои родители. Я знаю свой город и чувствую себя в нем как дома, очень уютно. Люблю его прямые проспекты, светлые улицы, зеленые леса, разноцветные клумбы, доброжелательные лица людей, идущих мне навстречу. Люблю запах моря, дым океанских кораблей, прозрачную воду озер и рек. Люблю смотреть, как розовый закат падает с гор на залив световым холодным водопадом.

Что может быть милей бесценного родного края? Всю свою любовь к Северу я хочу высказать словами Е. Долматовского:

Путешествие по родному краю статья на тему

Горемыкина Ольга Геннадьевна, директор МБОО «Новониколаевская СОШ № 2»

Путешествие по родному краю

Никакой личностный результат не может быть получен сразу и мгновенно. Любой личностный результат выращиваетсяв течение долгого времени. В какой-то степени, мы можем лишь говорить о «подготовке и обработке “почвы” человеческой души, засеванию этой почвы качественными семенами (идеями, образами, ценностями), обогащении этой “почвы” (культурой, смыслами, опытом), а также поддержки проклюнувшихся ростков (содействием, любовью, уважением, успехом) и изъятием из “почвы” души разного рода сорняков,таких как лень, гордыня, ложь» (К.В. Зелинский).

Поэтому, акцентируя внимание на таком личностном результате как воспитание гражданской идентичности (личностный результат № 1 ФГОС ООО), мы попытаемся обозначить некоторые важнейшие элементы образовательного процесса, благодаря которым можно постепенно «вырастить» личностный результат. При этом необходимо отметить, что, уделяя внимание первому личностному результату, мы ни в коем случае не оставляем иные личностные результаты. Во-первых, «все личностные результаты, – как об этом пишет К.В. Зелинский, – полагают друг друга, находятся в связке как звенья одной цепи. Во-вторых, «строительный материал» того или иного личностного результата может использоваться и для поддержки и выращивания других личностных результатов» (К.В. Зелинский). Рассмотрим эти важнейшие элементы движения к личностным результатам на примере создания школьниками проекта «Экскурсия-путешествие по родному краю».

Известно, что наше современное общество и, соответственно, школа стоит перед глобальными вызовами современности. Вездесущие идеологии постмодернизма и глобализации, довлея над миром, утверждают, что все в мире относительно и все критерии жизни условны. Они направлены на то, чтобы разрушить исторически сложившиеся иммунные системы в виде ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни. Происходит разрушение форм культурной самоидентификации человека, размывание мировоззренческих основ самоопределения человека.

Отрадно видеть, что Федеральные государственные образовательные стандарты на первое место ставят личностные, а не предметные результаты, причем среди личностных результатов на первом месте заявлено воспитание российской гражданской идентичности, а именно: «патриотизма, уважения к Отечеству… знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества» . Учитывая представленные характеристики гражданской идентичности, мы решили в первую очередь направить внимание наших учащихся на родную сторонку, на культуру и историю района, в котором проживают наши дети. При этом ни в коем случае не упускаем из виду и Отечество наше: ибо малая родина живет в Родине большой. Полюбив малую родину, нельзя не полюбить и Отечество, частичкой которого является земля, где родился и проживаешь. А потому так важно, чтобы дети впитали в себя страницы истории, достопримечательностей родного края.

Для выращивания гражданской идентичности нам необходимо было выделить основные ступени, по которым можно продвигаться в осознании себя причастным бытию родного края. От ведения исторических событий,персоналий, легенд и мифов, а также достопримечательностей отчей земли, через пробуждение чувства восхищения, любви и заботы, к действию сохранения исторической памяти, поддержки красоты и преображения. Без этих трех составляющих вряд ли можно говорить о полноте причастности к гражданской идентичности. Здесь важно отметить, что задействованы три важнейших компонента: когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный, регуляторно-волевой . Люди путешествуют по разным странам, знакомятся с достопримечательностями того или иного государства, города. Возможно, они удивляются и восхищаются, но вряд ли они реально содействуют сохранению той красоты, которую видят в разных странах. Они не идентифицируют себя с иной сторонкой.

Поэтому наш проект включал в себя не только знакомство (когнитивно-смысловой компонент), не только удивление и восхищение (эмоционально-ценностный), но и поддержку исторической памяти и красоты края, в котором мы живем.

Проще простого было бы взрослым самим составить экскурсию, назначить тех, кто будет ее проводить, а затем приглашать учащихся и рассказывать, показывать все то, что было заранее заготовлено. В принципе и это неплохо. Однако наша задумка иная: суть ее в том, чтобы помочь учащимся самим обнаружить, выявить основное содержание, которое могло бы рассказать о родной земле. Здесь действие по известной китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Как бы добавляя, можно сказать: дай мне сделать и я не только пойму, но и полюблю.

Итак, мы выбираем форму экскурсия и готовим ее. Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристических поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Сегодня экскурсия — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Итак, идея проекта: представить жителям района достопримечательности родного края.

Продукт проекта: экскурсия, брошюра, фильм.

Педагогическая цель проекта делится на две части: а) для тех, кто готовит проект и б) для тех, кто знакомится с продуктом проекта. Учащиеся, которые готовят проект, т.е. относящиеся к группе «а», обретают в предметном плане знания о родном крае, в метапредметных результатах – коммуникативные, исследовательские, регулятивные умения и навыки, а в личностных результатах – причастности себя к истории родного края (здесь и идентификация, нравственное отношение к миру и событиям, самообразование и самосовершенствование и т.д.). Для второй группы педагогическая цель заключается в пробуждении чувства радости, восхищения и удивления о родном крае, а также получения определенного знания. Девиз: «это мой район, моя земля, я буду радоваться о ней, сохранять ее и преображать».

Собственно цель самого проекта – познакомить жителей района, независимо от их возраста, с замечательными и неизвестными страницами истории и достопримечательности родного края.

Наш проект включал пять этапов:1)подготовительный (поиск идеи, выработка принципов работы, распределение зон ответственности и т.д.); 2)исследовательский (поиск материала в соответствии с основной идеей, анализ, обобщение, структурирование материала, создание основного текста); 3) репетиционный (необходимость репетиции представления экскурсии имеет большое значение. От того, как будет представлена экскурсия, будет зависеть успех проекта и участность жителей в познании родного края); 4) экскурсионный, самый большой по времени этап (проведение экскурсий для различных групп жителей района). Данный этап включает в себя и создание второго продукта – брошюры экскурсионного маршрута; 5) рефлексивно-проектный (оценивая всю проведенную работу, не останавливаясь на достигнутом, планируем продолжение проекта).

Я не буду перечислять подробно всю работу по подготовке проекта. Мы уже выделили основные цели, этапы. Далее все зависит о творчества учителей и учащихся. Я расскажу непосредственно о самой экскурсии.

Первая наша экскурсия состоялась под названием»Новониколаевская земля – земля православная». Разработка данной экскурсии обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре родного района, отсутствием экскурсионных маршрутов в настоящее время.

Еще в древних русских поселениях наличие церкви, школы, товарной лавки (магазина) было обязательным условием. Поэтому невозможно представить себе современный русский город, посёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные сооружения являются украшением городских и сельских пейзажей России. И поднимаются храмы, встают один за другим, строятся, восстанавливаются, реставрируются, возвращаются к нам из небытия. Храмы облагораживают наш мир, украшают, умиротворяют душу внешней красотой, гармоничным звоном колоколов.

В нашей стране традиционно духовно-нравственное становление человека происходило на основе православной культуры. Доброта, милосердие, трудолюбие, сострадание, благочестие, уважение к другим людям формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Более того, православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты имеют немалые возможности для противостояния духовной коррозии, поразившей наше общество. Именно поэтому мы с учащимися и обратились к данной теме, теме неисследованной в нашем районе, а соответственно и неизвестной.

Цель этой экскурсии:

— знакомство учащихся общеобразовательных школ, их родителей, а также жителей поселка и гостей Новониколаевского района с некоторыми православными святынями родной земли;

— изучение истории и культуры родного края, его духовно- нравственных традиций.

— формирование у обучающихся представления о ценностях культурно-исторического наследия малой родины.

Конечно же, в основу любой экскурсии должны быть положены принципы, позволяющие выделить в ней главное. Их следует рассматривать во взаимной связи друг с другом. Принципы всем известны. Это принципы научности, идейности, жизненности (связь теории с жизнью), доходчивости, убедительности.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее некоторые признаки говорят о сходстве с другими формами работы, другие, наоборот, подчеркивают ее коренное отличие от них. Соответственно мы учитывали и эти позиции, когда составляли экскурсию.

«Общими признаками для всех экскурсий являются:1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних суток.2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту.6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.7. Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, исследование объектов)»

Было проведено социологическое исследование (анкетирование «Знаете ли вы историю православных храмов своего района). Вопросы рассчитаны нав возрастные группы от 10 лет и старшеМБОО «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2». Анкета представлена ниже.

Анкета.

Уважаемый респондент! Мы, члены инициативной группы МБОУ «Новониколаевская СОШ № 2», просим вас ответить на следующие вопросы.Обведите кружком номер ответа, близкого вашей точке зрения.

  1. Достаточно ли хорошо вы знаете историю нашего района, его исторические и православные памятники?

1. Да; 2.Нет; 3. Не достаточно хорошо;

  1. Нужно ли, на ваш взгляд, изучать историю родного района и больше освещать ее в СМИ?

1. Да; 2. Нет; 3. Не знаю;

  1. Как вы считаете, нужен ли туристический маршрут «Новониколаевская земля православная»?

1. Да; 2. Нет; 3.Не знаю;

  1. Хотели бы вы отправиться на экскурсию по этому маршруту?

1.Да; 2. Нет; 3. Не знаю;

Социологические опрос показал следующие результаты. Ответы респондентов свидетельствовали, что участники опроса понимают значимостьистории своей страны, своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская работа.

Затем начался сбор информации: встречи с работниками музея, со священнослужителями, изучения краеведческого материала, с прихожанами района, был проведен анализ собранной информации, обобщение, выводы;изучение условий на маршруте для разных социальных групп.Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком мелких деталей, а сам способ подачи материала не был утомительным для той или иной категории экскурсантов (для этого проводился тщательный отбор материалов и репетиции). Поэтому экскурсия обязательно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых и детей, молодежь, иностранцев и т.д.), т.е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.

В экскурсии мы выделили четыре маршрутные точки.Протяженность маршрута составляет 4 км.

Маршрут начинается с посещения храма Архангела Михаила (х. Алексиковский) точка №1.Это территория храмового Михайло-Архангельского комплекса. Михайло-Архангельский приход восстановлен и освящён в 1994 году.Две главы Храма Архангела Михаила символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа. Шлемовидная форма куполов обозначает духовную брань (борьбу), которую Святая Церковь ведёт с силами зла. Храм построен в форме корабля (ковчега) – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведёт их к Царствию Божию.

Православный храм – образ Небесного града – внутри наполнен образами. Это иконы, которых более 100, богослужебная утварь и книги, Евангелие и Крест. Храмовые иконы, написанные заслуженным художником России, священником Стефаном Михайловичем Домусчи делают близким и зримым невидимый мир небожителей и помогают верующим молиться, устанавливая связь с теми, кто изображены на иконах. Надкладезная часовня, здание для паломников, являются неотъемлемой частью территории Михайло-Архангельского комплекса. Это первый храм, который был восстановлен не только в нашем районе, но и в области под руководством настоятеля Михайло-Архангельского прихода священника Константина Зелинского.

Затем на автобусе мы передвигаемся до МБОО «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» «Зала Отечественной культуры» (р.п.Новониколаевский).Это точка №2 маршрута.

Проезжая по территории хутора Алексиковского, вспоминаем красивую трогательную, легенду о его возникновении. При подавлении Булавинского восстания в 1709 году на этих землях погибли в неравном бою сыновья одной женщины. Мать все восстание сопровождала своих детей – с обозом шла следом. После их гибели похоронила сынов под раскидистым дубом, вырыла неподалеку землянку и осталась здесь жить. Звали ту женщину Алексией. С нее, по легенде, и началась история хутора.

На въезде в районный поселок обращаем внимание на часовню святого Николая Чудотворца, покровителя новониколаевцев, которая была установлена в 2011 году. Святой покровитель Николай Чудотворец имеет неотрывную связь с историей названия нашего поселка. Когда хуторок вырос до 15 – 20 домов, атаман Михайловской станицы, в состав которой входил наш хутор, решил дать ему имя. По рассказам старожилов это было под церковный праздник св. Николая, и атаман решил назвать хутор Николаевский. Через некоторое время он вспомнил, что в пределах станицы такой хутор уже есть, и переименовал его в Новониколаевский.

Вот и школа. Здесь есть зал Отечественной культуры, где в истории оживает наше Отечество. Окинув взором наш зал отечественной культуры, перед вами возникает небольшая картинная галерея современных Российских художников. Большинство из этих картин написаны Павлом Рыженко – представителем «Классического русского реализма». В своих картинах художник возвращает нам прекрасный и героический мир нашей Родины.

В зале Отечественная культура есть портрет Михаила Васильевича Ломоносова, который был написан и подарен школе заслуженным художникомРоссии, священником Стефаном Михайловичем Домусчи.Кроме того, в нашем зале есть макеты храмов: колокольня Ивана Великого, храм Покрова на Нерли, а также уменьшенная в 25 раз копия настоящего храма Архангела Михаила, что в х. Алексиковском. Если снять крышку этого макета, то можно увидеть все внутреннее убранство: алтарь, престол, иконы, Евангелие, подсвечники. Почетное место внашем зале заняла Книга – колокол. Каждая страница этой книги отражает отдельную историческую эпоху нашей Русской Земли.

Продвигаемся далее на автобусе до часовни Александра Невского и храма Серафима Саровского точка №3. В парке Победы поселка находится часовня Александра Невского. Где проходят молебны по погибшим воинам во время Великой Отечественной войны. Часовню венчает купол в виде горящей свечи, а на фасаде часовни – мозаичная икона благоверного князя Александра Невского.

В центре рабочего поселка находится храм Преподобного Серафима Саровского, который был построен по инициативе жителей района, главы администрации и спонсора Юрия Георгиевича Шугайкина.11 мая 2009 года владыка Герман сделал закладку камня и освятил фундамент и с тех пор работа закипела. Пятикупольный храм, весь сияющий белым светом – символ преображения жизни человека. Купола имеют шлемовидную форму. Главный центральный купол – символ Христа,ачетыре купола – символ апостоловевангелистов. Храм небольшой – это не корабль, а возвышающая горящая свеча. Купола горят золотом, как тянущаяся к небу свеча огнем.Красивый и золотой иконостас находится в храме Серафима Саровского. В храметакже есть иконы Стефана Домусчи Божья Матерь Умиление и Господь Вседержитель.

Далее пешеходное передвижение (200 м) до центра духовного образования при приходе Архангела Михаила –точка №4.Здесь находится Центр духовно-нравственного образования «Архангел».В 2007 году Администрацией Новониколаевского района было принято решение передать часть здания поселка ГЭС приходу храма Архангела Михаила. По проекту архитектора В.И. Долгачева здание было реконструировано: над частью здания возведен второй этаж, благодаря чему расширено внутреннее пространство Центра; к зданию пристроена колокольня. Особое внимание уделено интерьерам Центра, которые выполнены в едином архитектурном стиле. В «Центре» проводятся занятия по изобразительному искусству, музыке, основам отечественной культуры.»Центр» имеет свой театр, проводятся занятия педагогического класса, а также организован интеллектуальный досуг для взрослых. Но это лишь маленькая толика того, что на данный момент созидается в «Центре». При «Центре» имеется библиотека, планируется создание малой обсерватории.

Маршрут наш однодневный, продолжительностью 1 час 40 минут, время пребывания в храмах 30 минут, в школе 20 минут, время передвижения от начального до конечного пункта 20 минут. Разработаны карта, путеводитель по маршруту, портфель экскурсовода.

Первая экскурсия была проведена 14 ноября 2014года в день ВГСПУ. Где присутствовали Плотников Владимир Николаевич, заместитель председателя Волгоградской областной Думы, Сергеев Николай Константинович, ректор Волгоградского государственного социально-педагогическогоуниверситета, проректор по учебной работе Зудина Елена Владимировна, Сериков Владислав Владиславович, известный ученый-педагог, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор. В данное время экскурсии проводятся по заявкам образовательных организаций, не только района, но и области.

Реализация проекта способствовала решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, создала здоровую альтернативу асоциальным явлениям. Ребята повышают уровень знаний о православной культуре родного края, осознают неповторимость своей родной земли, её истории. Экскурсия пробуждает интерес детей к своей малой Родине, формирует потребность в нравственном совершенствовании и в конечном итоге формирует любовь к Отечеству. Мы увидели большой интерес ребят как к работе над проектом, жажду творить еще, просвещать, приобщать людей, так и собственно к познанию родного края.

Мы презентовали этот экскурсионный маршрут на Региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Волгограде. Участие в ней приняли более 200 преподавателей школьных и дошкольных учреждений муниципалитетов региона и областного центра. Экскурсия «Новониколаевская земля – земля православная» стала победителем и получила право представлять Волгоградскую область на Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Перми.

Обменяться опытом, наладить продуктивный учительский и управленческий диалог, а также представить коллегам свои наработки в столицу Прикамья съехалось более трехсот самых активных и творческих педагогов из 39 регионов России, а также стран ближнего зарубежья Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Приднестровья. На три дня, с 13 по 15 апреля, Пермь стала педагогической столицей России. Проект детей педагогов школы был достойно оценен и получил диплом «За вклад в развитие Российского образования».

С целью популяризации различных видов туризма, путешествий по родному краю, продвижение новых объектов туристско-рекреационного интереса учащимися школы был снят короткометражный фильм «Новониколаевский земля православная». Творческая группа представила его на III-й областной научной краеведческой конференции школьников, посвящённой 65-летию Волгоградского отделения Русского географического общества в номинации «Родной край через объектив», которая проходила в педагогическом университете и заняла третье место.

Уверены, что маршрут необходим людям различных поколений, проявляющих интересен к духовному возрождению России, православной культуре. В настоящее время на экскурсионном маршруте побывало более 700 учащихся, педагогов и родителей.

Таким образом, уникальный туристический маршрут «Новониколаевская земля – земля православная» решает целый комплекс проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Ребята, которые побывали на этой экскурсии, говорят о том, что получили новые знания о православной культуре родного края, осознали неповторимость своей родной земли, её истории.

Маршрут продолжает жить! У учащихся появилась идея расширить маршрут и провести экскурсию по интересным местам нашей малой Родины. У каждого человека есть Родина – край, где он родился. Конечно, исторические, культурные, природные объекты родного края не сравнятся со всемирно известными памятниками по своему величию и значимости, но они ближе каждому из нас тем, что связаны с нами историей наших предков, нашим детством, в котором первый настоящий восторг и гордость за свою землю, нашими встречами с ними на разных возрастных этапах жизненного пути. Всё в нём знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Не зная таких мест и памятников культуры и истории Новониколаевского района, своей малой родины, мы не сможем по-настоящему оценить и величайшие произведения живописи и архитектуры, услышать дыхание веков в заповедных местах как нашей страны, так и всего мира.

Мы собрали материал о семи значимых историко-культурных и природных объектов, которыми может славиться и гордиться наш Новониколаевский район. В результате была создана книга «Семь чудес Новониколаевского района», которую мы дарим нашим гостям, и сайт, где размещена информация о природных объектах на территории Новониколаевского района и информация об историко-культурном и духовном наследии нашей малой Родины.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх