Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Позволяет корню прокладывать дорогу в почве

Какие бывают виды почв

Однородность строения почвенного профиля, а также близкие физические и химические свойства определяют вид почвы: чернозем, бурозем, дерново-подзолистая, оглеенная, дерновая, луговая, пойменная, глеевая, болотная, торфяная, солончаковая, солонцовая, бурая, краснозем, подзолистая, рендзина, альпийская дерновая, ювенильная, антропогенная и подводная. Для получения на своем приусадебном участке богатого урожая важно знать, какие основные виды почв бывают.

Чернозем встречается в достаточно сухих и теплых широтах. Он возникает в результате накопления разложившихся остатков растений в рыхлых карбонатных породах.

Бурозем образуется на возвышенностях и в котловинах под пологом широколистных лесов при накоплении слабокислого гумуса и вертикального перемещения глинистых частиц в карбонатных материнских породах после их нейтрализации.

Дерново-подзолистая почва располагается на повышенных рельефах, плоских водоразделах и склонах с глубоким залеганием грунтовых вод. Она формируется под пологом широколистного леса при накоплении кислого гумуса и выраженном вертикальном перемещении глинистых частиц в рыхлых материнских породах.

Дерновая почвавстречается в низинах вдоль русел крупных рек. Возникает в результате слабого накопления гумуса на песчаных породах, содержит много питательных веществ. Применяется как основной вид почвы для парников и теплиц, выращивания рассады.

Пойменная почва образуется в поймах рек и ручьев и является наиболее молодой почвой. Возникает она в результате накопления и наноса гумуса.

Оглеенная почва формируется под луговой и лесной растительностью при поверхностном переувлажнении глинистых рыхлых пород.

Глеевая почва распространена в долинах, предсклоновых, предгорных и горных областях. Образуется при накоплении низкокачественного гумуса и переувлажнении почвы подземными водами.

Болотная почва распространена на постоянно увлажненных территориях у болот и озер. Возникает из пород, в которых накапливались остатки водных растений.

Торфяная почва формируется в результате оторфовывания остатков болотных растений, которые накапливаются на глеевом горизонте. Относится к избыточно увлажненным почвам.

Солончаки — довольно редкий тип почв в России. Они характеризуются тем, что в водном растворе у поверхности почвы содержится около 1% растворимой соли.

Солонцы образуются в наиболее теплых и сухих районах на небольших площадях. Отличие от солончаков в том, что водорастворимые соли находятся на глубине, а не в верхних слоях.

Бурая почва относится к наиболее распространенным почвенным типам. Возникает в горах под пологом леса, где в слое выветрившейся твердой породы накапливается гумус.

Краснозем — данная почва возникла, когда на Земле росли тропические леса. Остатки ее встречаются на известняках и редко на других породах.

Подзолистая почва находится в низинах и горах под хвойным лесом. Возникает в результате накопления кислого гумуса.

Рендзина — почва предгорий и возвышенностей, где в выветренной твердой карбонатной породе аккумулируется гумус.

Альпийская дерновая почва в садах не встречается.

Ювенильная почва — тонкий слой обломков породы с включением гумуса, под которым непосредственно идет твердая некарбонатная порода.

Значительную часть Нечерноземной зоны занимают два основных типа почв России: дерново-подзолистые и торфяно-болотные почвы. Основные генетические горизонты дерново-подзолистых почв — гумусовый, элювиальный (подзолистый), иллювиальный слои плюс материнская порода. Профиль торфяно-болотных почв слагается из следующих генетических горизонтов: сфанового, очеса, торфяного, глеевого, солевого. У торфяно-болотных почв отсутствует гумусовый горизонт — верхняя часть почвенного профиля бурого или темно-бурого цвета с рыхлой структурой и визуально заметными следами жизнедеятельности почвенных организмов. Зато только этот вид почв имеет торфяной горизонт, расположенный на поверхности почвы. Он иногда покрыт сфагновым мхом, у него рыхлая, как губка, консистенция, черный или бурый цвет. Это низинный или верховой торф.

Элювиальный (подзолистый) горизонт имеет серый, белый, желто-серый цвета и плитовидную структуру. Располагается под гумусовым горизонтом. Консистенция – рыхлая.

Иллювиальный горизонт обычно расположен ниже подзолистого, бывает твердым или рыхлым.

Глеевый горизонт находится в нижней части почвенного профиля и отличается тем, что всегда влажный или переувлажненный. Окраска глеевого горизонта пятнистая, зеленоватая или голубовато-серая.

Основной морфологический признак антропогенного горизонта — чужеродные примеси (стекло, металлические и пластиковые фрагменты, кирпичи) в недостаточно перемешанной массе коренных природных горизонтов.

Книга: Шагреневая кожа Земли: Биосфера-почва-человек

<<< Назад
Нет почвы без живого
Вперед >>>
Еще о факторах

Скрыть рекламу в статье

Что под почвой?

Ослабление почвообразовательного процесса с глубиной приводит к постепенному переходу почвы в материнскую породу. Но где происходит этот переход, какова мощность почвенного профиля? Эти вопросы, несмотря на свою кажущуюся простоту, до сих пор окончательно не решены. Вопрос о нижней границе почвы — один из наиболее дискуссионных в почвоведении.

На заре возникновения почвоведения как науки под почвой обычно понимали лишь самый верхний, обогащенный перегноем слой Земли, предмет постоянных забот земледельца. В дальнейшем В.В. Докучаев и его ученики стали считать почву сложным природным телом, состоящим из горизонтов А и В, постепенно переходящих в материнскую породу С. Мощность почв в условиях умеренного климата принималась равной 1–1,5 м.

В настоящее время все большее число исследователей считают, что нижняя граница почвы проходит на значительно большей глубине, например в подзолистых почвах на глубине 3–4 м. Вопрос о пространственных границах почвы имеет большое научное и практическое значение. От его решения во многом зависит получение полноценной информации о всей почвенной толще, а не об одной ее верхней части.

Как влияют материнские породы на почвообразовательный процесс? Еще В.В. Докучаев рассматривал горные породы как один из важнейших факторов почвообразования. В настоящее время имеется много интересных наблюдений, говорящих о том, что почвы чутко реагируют на свойства материнского субстрата. Так, если мы заложим почвенные разрезы под одним и тем же хвойным лесом, но на разных породах (например, на флювиогляциальном песке, карбонатной морене и шунгитовом сланце), то увидим сильно различающиеся между собой почвы, каждая из которых будет относиться к самостоятельному генетическому типу.

Хорошая подборка монолитов этих почв имеется в Музее землеведения МГУ. Она наглядно демонстрирует тесную зависимость почвообразования от свойств материнской породы. Примечательно, что таежные почвы, сформированные на богатых шунгитовых сланцах, как по внешнему виду, так и по физико-химическим свойствам имеют много общего с черноземами.

Но почвы различаются не только когда формируются на различных генетических типах пород. К настоящему времени установлено, что и при почвообразовании на родственных материнских породах, например на кислых алюмосиликатных рыхлых отложениях, но различного механического состава, могут развиваться почвы с большим разнообразием свойств и признаков.

К сожалению, сильное влияние почвообразующих пород на свойства почв не всегда принимается во внимание при проведении мелиоративных и агротехнических мероприятий. Так, были случаи, когда заболоченные песчаные почвы в лесной зоне осушали по той же методике, что и суглинистые переувлажненные земли. В итоге желаемый результат не был достигнут. Более того, песчаные земли после сброса грунтовых вод в ряде случаев стали давать более низкие урожаи, чем до осушения. Последующие исследования показали, что песчаные земли, слабо накапливающие атмосферную влагу, нельзя полностью лишать грунтовых вод. Последние надо опустить до оптимальной глубины.

Тесно зависят почвы от подстилающих слоев. Если по мере ослабления почвообразовательного процесса с глубиной почва заменяется не породой, из которой она образовалась, а отложениями иного генезиса, почвообразование может претерпевать значительные изменения. Так, в Подмосковье в сухих борах нередко встречаются песчаные почвы с монотонным бурым профилем. Развиваются они на рыхлых однородных песках большой мощности. Если же песчаные отложения подстилаются на некоторой глубине (1–2 м) слабоводопроницаемыми моренными суглинками, почвы могут выглядеть по-другому. В верхней части их профиля обнаруживается хорошо выраженный белесый подзолистый горизонт, обусловленный усилением подзолообразовательного процесса в связи с лучшей водообеспеченностью песчаных почв, подстилаемых мореной. Во многих случаях подстилание песчаных почв суглинистыми породами в лесной зоне повышает их плодородие. В естественных условиях на них произрастают более продуктивные леса, а при сельскохозяйственном освоении они дают более высокие урожаи.

Не менее заметно меняются свойства почв при их формировании на суглинистых породах, подстилаемых песчаными отложениями. На первый взгляд может показаться, что в этом случае почвы будут терять быстрее атмосферную влагу, чем когда вся почвенно-грунтовая толща сложена только суглинистым материалом. Однако ряд данных говорит о другом. Подстилание суглинистой почвы песчаным наносом часто замедляет отток выпавших атмосферных осадков за пределы почвенного профиля из-за разрыва водопроводящих капилляров на контакте суглинка и песка. В результате суглинистые почвы, подстилаемые песками, могут оказаться более увлажненными, чем почвы, развитые на однородных мощных суглинистых отложениях. Это обстоятельство представляет научный и практический интерес.

Таким образом, влияние материнских и подстилающих пород на почвообразование многосторонне и отражается на основных свойствах почв. Это влияние не во всех случаях одинаково. В зависимости от климатических условий, рельефа, характера растительного покрова, возраста местности оно может ослабевать или усиливаться, изменяться, по форме и содержанию. Любой фактор почвообразования не действует изолированно, а находится в теснейшем взаимодействии со всеми другими факторами. Поэтому нельзя заранее сказать, какое изменение вызовет в почве то или иное отдельное явление. Например, широко распространено мнение, что обогащенность материнской породы кальцием и магнием способствует увеличению содержания в почве гумуса. Однако известны случаи, когда на меловых отложениях в степной зоне формируются черноземы с меньшим содержанием гумуса, чем черноземы, развитые на лёссовидных породах. Это наблюдается, когда из почв, развитых на меловых породах, происходит усиленный отток влаги в силу тех или иных причин: трещиноватости пород, значительной расчлененности рельефа. В этих случаях в почвах сокращается прирост биомассы и усиливается минерализация органических остатков, так как более сухие почвы, как правило, лучше прогреваются. Следовательно, роль и значение любого фактора почвообразования, в том числе и влияние материнских пород, могут быть правильно поняты лишь при условии полного и разностороннего анализа почвообразовательного процесса в целом.

<<< Назад
Нет почвы без живого
Вперед >>>
Еще о факторах

Почвенный разрез

Морфология почв

Морфология почв — особый раздел почвоведения, характеризующийся своим собственным предметом и методом исследования. Изучение любого предмета человек в процессе познания всегда начинает с рассмотрения его внешнего облика, ощущая его как нечто, отличное от иных, окружающих его предметов. Именно поэтому морфология — учение о форме — лежит в основе всех естественных наук. Как медицина начинается с анатомии человека, а зоология и ботаника — с анатомии животных и морфологии растений, так и почвоведение имеет своим начальным пунктом морфологию почв. Без знания морфологии предмета невозможно дальнейшее познание его свойств, его соотношений с другими предметами и окружающей средой. Морфология почв лежит в основе их диагностики, а, следовательно, и классификации.

Заложение почвенных разрезов

Для изучения и определения почв в природе, установления границ между различными почвами, взятия образцов для анализов закладывают специальные ямы, которые принято называть почвенными разрезами. Они бывают трех типов: полные (основные) разрезы, полуямы (контрольные), прикопки (поверхностные).

Полные, или основные, разрезы делают с таким расчетом, чтобы были видны все почвенные горизонты и частично верхняя часть неизмененной или малоизмененной материнской породы. Их закладывают в наиболее типичных, характерных местах. Их назначение — детальное изучение морфолого-генетических признаков почв с отбором образцов для физико-химических, биологических и других анализов, определения окраски, структуры и т.д. Глубина основных почвенных разрезов сильно варьирует в зависимости от мощности почв и целей исследований. Обычно в практике полевых исследований и картирования почв почвенные разрезы закладывают на глубину 1,0—2 м.

Полный, или основной, разрез

Полуямы, или контрольные, разрезы закладывают на меньшую глубину — от 75 до 125 см, обычно до начала материнской породы. Он служат для дополнительного (контрольного) изучения основной части почвенного профиля — мощности почвенных гумусовых и других горизонтов, глубины и залегания солей, степени выщелоченности, оподзоленности, солонцеватости, солончаковатости, и др.

Полуяма, или контрольный, разрез

Прикопки, или поверхностные, разрезы глубиною менее 75 см, служат главным образом для уточнения почвенных границ, выявленных полными разрезами и полуямами.

Прикопка, или поверхностный, разрез

Принципы заложения почвенного разреза

На выбранном для почвенного разреза месте копают яму размером 0,8×1,5×2,0 м так, чтобы три стенки ее были отвесны, т. е. вертикальны, а четвертая — со ступеньками. Передняя «лицевая» стенка, которая предназначается для изучения почвенного разреза, должна быть обращена к солнцу. Почву из ямы необходимо выбрасывать на длинные боковые стороны, но ни в коем случае не в сторону «лицевой» стенки, так как это приводит к ее «загрязнению» и даже к разрушению верхней части стенки почвенного разреза. При этом придерживаются следующего правила: сначала почву выбрасывают на одну сторону разреза, затем, когда начинается светлоокрашенный слабогумусированный горизонт — на другую. После окончания работы разрез закапывают, и здесь порядок работы будет другой: на дно разреза сбрасывается сначала почвенная масса из нижних горизонтов, затем — из верхних. Так наносится наименьший ущерб природе.

Когда яма готова, приступают к описанию почвы (бланк описания почвенного разреза), начиная запись в полевом дневнике с указания номера разреза, его географического местоположения, а также положения относительно постоянных ориентиров (привязка). Записи в полевом дневнике делают сразу начисто, разборчиво, карандашом., необходимо, в первую очередь, определить характер почвообразующей породы, ее гранулометрический состав, засоление, степень увлажнения и взять образец материнской породы для последующего изучения или анализа, так как в дальнейшем, при препарировании, нижняя часть «лицевой» стенки и дно ямы будут засорены осыпающейся почвенной массой из верхних горизонтов. После этого «лицевую» стенку гладко очищают лопатой и одну (правую) половину стенки препарируют стамеской, ножом или маленькой лопаткой, для того чтобы лучше рассмотреть морфолого-генетические признаки почв, а вторую (левую) половину стенки оставляют в гладко зачищенном виде для сравнения и контроля. Затем необходимо приступить к изучению морфолого-генетических признаков почв и описанию почвенного разреза.

Исследовательская работа на тему: «Почва. Влияние почвы на рост растений»

Акмолинская область

Аршалынский район

Центральная средняя школа

Квасневский Александр,

ученик 5 класса

Руководитель:

Квасневская Ирина Александровна

учитель географии

а. Акбулак

2015 г.

Абстракт…………………………………………………………………………

Введение………………………………………………………………………

Методы исследования…………………………………………………………

Посещение библиотеки………………………………………………………….

Поиск информации в интернете ……………………………………………….

Беседа с учителем географии о составе почвы и проведение опыта……….

Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений….

Обсуждение с одноклассниками проблемы сохранения почв……………….

Выводы…………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………

Абстракт

Краткое описание исследовательской работы, проекта:

Тема исследования: «Почва. Влияние почвы на рост растений».

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:

  • собрать и изучить информацию о почве

  • ответить на вопрос: по каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный?

  • провести эксперимент и наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;

  • изучить условия роста растений в различных почвах;

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы, как влияет состав почвы на рост растений

  • обсудить и изучить с одноклассниками проблему сохранения почв своего края.

Предмет исследования: почвы различного состава.

Гипотеза исследования: предположим, что разный состав почвы неодинаково влияет на рост и развитие растений.

Методы исследования:

1. Поиск информации в интернете.

2. Посещение библиотеки (изучение литературы, энциклопедии).

3. Беседа с учителем географии о составе почвы и проведение опыта

4. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

5. Обсуждение с одноклассниками проблемы сохранения почв своего края

Результат исследования:

  • Научно- исследовательская работа в виде доклада

  • Выступление на уроке перед учащимися класса

  • Выступление на школьной научной конференции

  • Слайдовая презентация «Влияние почвы на рост растений»

Практическое значение: использование на уроках естествознания, географии, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок), крылатых выражений, связанных с почвой (землёй), познакомит с технологией проведения опытов с почвой, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

ВВЕДЕНИЕ

Земледелием люди занимаются с давних пор. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. А в наше время это хорошее подспорье для семейного бюджета. Каждую весну мы с папой вскапываем в огороде грядки, засеваем семенами, высаживаем рассаду, цветы. А картофель мы сажаем в Волгодоновке. Я у папы спросил, почему мы не используем ту часть земли, которая находится за домом. Оказалось, на этом участке земли растения не растут, сколько её не удобряй. Растения в этой части огорода вырастают чахлыми, неразвитыми, не дают урожая, а некоторые и вовсе погибают. Я задумался, как же влияет состав почвы на рост и развитие растений. Ещё я заинтересовался, почему одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный? Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные, цветущие, а у другой чахлые? Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я решил изучить состав почвы.

Методы исследования:

1. Посещение библиотеки (изучение литературы, чтение энциклопедии).

Еще на уроках познания мира я узнал, что почва – это верхний плодородный слой земли. А, прочитав статьи из энциклопедии, я узнал, что над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

2. Поиск информации в интернете.

Посетив несколько разных сайтов в интернете, я постарался выделить для себя наиболее значимую информацию.

Вот, например, науку о почве – почвоведение – создал русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

А ещё узнал, что корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной или гумус влияет на плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

Животные, обитающие в почве, а особенно дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи. Один дождевой червь за год рыхлит до 20 тонн сухой земли (Это 5 больших самосвалов, гружённых землёй!).

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

3. Беседа с учителем географии о составе почвы проведение опытов

Беседа с учителем географии у нас состоялась необычная, экспериментальная.

Опыты проводили в школе.

Опыт 1.

Погрузили небольшое количество почвы в воду и оставили на несколько минут.

В стакане видны мелкие пузырьки воздуха.

Вывод. В состав почвы входит воздух.

Опыт 2. Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом.

Через 20 минут стенки стакана начали запотевать.

Через час на стекле появились капельки воды.

Вывод. В почве есть вода.

Опыт 3. Почву насыпаем в стакан с водой и размешиваем.

Наблюдаем. Вода стала мутной.

Через 10 минут на дне стакана стали оседать песчинки, но вода остаётся мутной.

Через 20 минут вода стала более прозрачной. На следующий день можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху – перегной.

Вывод. В состав почвы входят песок и глина.

Опыт 4. Несколько капель раствора палочкой поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления.

Через 2 часа вода испарилась полностью, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

Вывод. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

4. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Помогали мне в этом мама и младшая сестренка. Подготовили для эксперимента почвы разных видов.

Экспериментальная площадка

Семена фасоли, гороха, пшеницы и луковицу предварительно замочили в воде

У мамы хорошо растут комнатные растения в специальном грунте, в котором много питательных веществ, он рыхлый, пористый. В опытах мы называем эту почву «Земля с удобрениями».

В эксперименте участвует почва, которую мы собрали с участка земли за своим домом. А также песчаная и глинистая почва. В каждый вид почвы мы с сестренкой посадили подготовленные семена.

Опыты с почвой проводим осенью в ноябре. В природе всё замирает, растения засыпают, чтобы отдохнуть, собирать силы для весеннего пробуждения. А на нашей экспериментальной площадке жизнь бьёт ключом!

Прошла неделя!

Огородик подрастает! Радует ярко-зелёная «щёточка» пшеницы. Взошла она дружно, но всё же заметна разница.

В земле богатой удобрениями побеги гуще и выше.

Корневая система развивается активнее в рыхлой благоприятной почве.

Видны хорошо разросшиеся корни пшеницы.

Наблюдаем за ростом луковиц:

В почве лук пророс быстрее остальных, перья крепкие, сочные.

И в воде лучок хорошо чувствует себя!

А вот в глинистой почве – беда! Луковка лежит, не прорастает совсем!

Тяжёлая почва с большим содержанием глины. Пшеница старается, тянет к солнышку чахлые побеги. Трудно дышать корням!

Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка, рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли.

Горох дал дружные всходы в песчаной почве, скудная почва неблагоприятна для семян гороха (всходы редкие, побеги чахлые).

Продолжаем наблюдение.

Прошло 14 дней с начала эксперимента

Горох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе растёт плохо, едва всходит.

У фасоли появились настоящие листочки.

Луковица в почве продолжает лидировать. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица!

Пшеница одинаково активно растёт в почве разного состава. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве с удобрением.

Результаты опытов через 20 дней.

Пшеница в удобренной почве всё же «обогнала» на 2 см своих собратьев, растущих в неудобренной почве. Но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.

У фасоли уже 6 настоящих листочков. Длина стебля 35см.

Возможно. Растению недостаточно света, оно тянется к солнцу.

Горох и через месяц хорошо растёт в песчаной почве, чахлые стебли растений в земле со двора.

Лук в земле имеет более плотные, крепкие листочки. В глинистой почве проросла луковица, но растёт очень медленно.

5. Беседа с одноклассниками

В классе с ребятами мы обсудили вопросы охраны почвы. Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.

Природа и сама участвует в разрушении почвы: ветра, пыльные бури, дождевые потоки. Овраги – враги почвы! Они образуются в местах промоин, потоков воды.

Растения – первые помощники в сохранении почвы от выдувания ветром и вымывания водой. Там, где растений нет, вода и ветер быстро сносят слой почвы. Поэтому для защиты почв люди сажают лесополосы, траву, стараются правильно обрабатывать почву, борются с оврагами.

Существует много экологических проблем почвы, в которых виноваты люди, которые беспощадно вырубают деревья, уничтожая леса. «На наш век хватит!», — думаем мы. Очень трудно найти оправдание людям, которые так бессовестно и неразумно губят природу, не задумываясь о том, что на этой земле будут жить их дети и внуки. Кроме того, вырубки ведут к разрушению почвы, обмелению небольших речушек, образованию оврагов.

Большой проблемой является замусоривание. Когда мы ездим отдыхать на природу, часто натыкаемся на мусорные свалки. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней.

Выводы:

Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли — цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».

Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё. Если человек не будет ухаживать за почвой, оберегать её от разрушения, то урожаи будут скудными.

Чтобы понять, как заботиться о почве, я постарался узнать о ней как можно больше, изучил литературу по теме исследования и пришел к следующим выводам:

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

  • состав почвы влияет на рост растений;

  • при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

  • растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;

  • всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

  • при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

  • несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;

  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.

Результатом исследовательской работы считаю и то, что:

  • я научился работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди;

  • освоил правила и приёмы проведения опытов с почвой;

  • провел наблюдения за ростом растений в почвах разного состава;

  • обсудил с одноклассниками проблему сохранения почв своего края

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

  2. К.А. Аймагамбетова Познание мира. Учебник для 3 класса нач. школы –Алматыкитап баспасы -2010

  3. К Жунусова Познание мира Учебник для 2 класса нач. школы. – Алматы «Атамұра»

Интернет-ресурсы:

http://www.openclass.ru/lessons/141288

http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Матушка-кормилица

Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?»

Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся.

Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».

Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди севооборот.

Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать.

Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботлив оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!» Задержали люди снег на полях.

Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»

Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые».

И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.

Зачем растениям нужна почва

Как растения создают плоды питания для человека и чем питаются сами — эти вопросы занимали умы людей с древнейших времен. Одни философы говорили, что для жизни растений нужна земля, другие — вода, третьи — воздух. И только к шестидесятым годам XIX века было установлено, что растениям абсолютно необходимы такие химические элементы, как углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и железо.

А позже было доказано, что кроме них нужны, правда в незначительных количествах, еще и бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт, ванадий. Но питательные вещества — это лишь один из факторов жизни растений. Кроме них, нужны еще свет, тепло, вода и воздух. Солнечный свет дает растениям энергию, необходимую для образования органических веществ — продуктов для питания человека и кормления животных. Тепло необходимо для нормального хода биохимических процессов.

Воздух дает растению углекислый газ — источник углерода для образования органического вещества — и кислород, необходимый для дыхания и других биохимических процессов. Вода нужна растению для транспирации и как среда для растворения минеральных веществ, которые растения поглощают с помощью корней. Недостаток того или иного фактора вызывает недобор урожая, а полное исключение хотя бы одного из них — гибель растения.

Преобладающее количество воды и питательных элементов растения в естественных условиях получают из почвы. Известный русский ученый-почвовед П. А. Костычев (1845-1895) подчеркивал тесную связь образования почв с жизнью растений и определял почву как «верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса растительных корней».

А другой русский ученый — создатель науки о почве В. В. Докучаев (1846-1903) дал первое научное определение почвы: «Почвой следует называть «дневные» или наружные горизонты горных пород (все равно каких), естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых».

Основным свойством почвы является плодородие — способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.

Именно это качество почвы, отличающее ее от горной породы, подчеркивал крупнейший ученый-почвовед и агроном В. Р. Вильяме (1863-1939), определяя почву как «поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений».

Состав почвы

Почва является трехфазной системой, состоящей из твердой, жидкой, или почвенного раствора, и газообразной фаз, находящихся между собой в активном взаимодействии. Газообразная фаза — это почвенный воздух, отличающийся от атмосферного повышенным содержанием углекислого газа.

При взаимодействии последнего с почвенной влагой образуется угольная кислота, которая усиливает растворение минеральных соединений, в том числе вносимых удобрений, переводя их в более доступную для растений форму. Внесение в почву органических соединений — навоза, компоста — повышает содержание углекислого газа, улучшая, таким образом, питание растений.

Как питаются растения

Клетки корня растения поглощают питательные вещества в виде катионов и анионов, которые образуются при растворении солей в воде. Например, при растворении поваренной соли NaCI образуется катион натрия (Na+) и анион хлора (СГ). Но поглощение происходит не в одинаковых размерах, а в зависимости оттого, какого конкретного иона — катиона или аниона — больше требуется растению в соответствии с его потребностью.

Поступление минеральных питательных веществ в растение во многом зависит от внешних условий (состава и концентрации солей в почвенном растворе, его реакции — рН и др.), а также от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, характера развития корневой системы и ее способности усваивать элементы питания. Этот сложный процесс в упрощенном виде можно представить следующим образом.

Вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям, где происходит образование органических соединений в процессе фотосинтеза, а затем эти соединения перемещаются с нисходящим током воды до корневой системы растения. Таким образом? осуществляется обмен веществ между надземной и подземной (корневой) частями растений, как и в любом другом едином организме.

Питательный раствор должен быть физиологически уравновешенным, то есть содержать все необходимые для растений питательные вещества в благоприятных соотношениях. Недостаток или избыток в почве любого питательного элемента нарушает нормальный ход биохимических процессов в растениях, что отрицательно сказывается как на их внешнем облике, так и на урожае. Первое достаточно легко восполняется внесением в почву удобрений, второе устраняется различными агрохимическими методами, в том числе мелиорацией (комплекс мер для повышения плодородия или оздоровления почвы).

Почвенный раствор, или жидкая фаза почвы, — наиболее подвижная и активная часть почвы — является для растений источником воды и питательных веществ, значительная часть которых находится в виде солей. Слишком высокая концентрация солей (засоленные почвы) оказывается вредной для сельскохозяйственных растений, так как затрудняет поступление воды в клетки растительных корней.

Твердая фаза почвы состоит из минеральной части (на 90-99%) и органического вещества: гумуса (1-10%) и неразложившихся растительных остатков. В почве твердой фазы содержатся все химические элементы, которые необходимы для питания растений, однако большая их часть находится в недоступной для корней форме.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх