Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Почему елки зеленые

Почему елки зеленые?

У растений цвет листьев определяется составом окрашивающих растительных пигментов: зеленые хлорофиллы, красные и синие антоцианы, желтые флавоны, желто-оранжевые каротиноиды и темные меланины. Каждая из этих групп представлена несколькими отличающимися по химическому строению, по поглощению света и окраске пигментами.

Но почему зеленый?

Ель зеленого цвета из-за пигмента, который называется хлорофилл. Главная его функция — фотосинтез. Он поглощает солнечный свет и вырабатывает органические питательные вещества для растений в процессе фотосинтеза. Цвет хлорофилла, как и любого окрашенного вещества, обусловлен сочетанием тех лучей, которые пигмент не поглощает. Хлорофилл поглощает в основном синий и красный цвет, но отражает зелёный. Это и есть причина того, почему мы видим хвою зеленого цвета.

А почему она вечнозеленая?

Благодаря фотосинтезу и участию в нем хлорофилла. Площадь хвоинок мала, и поэтому дереву требуется совсем немного питательных веществ для поддержания жизнедеятельности. Маленькая площадь поверхности иголок также препятствует испарению большого количества влаги. Соответственно, у ели нет необходимости периодически менять свою хвою, а фотосинтез практически в полной мере обеспечивает растение необходимыми питательными веществами при неблагоприятных погодных условиях.

Как известно, у сосны и ели листва осенью не опадает. Почему хвойные — вечнозелёные деревья?

Все деревья питаются с помощью листьев. Их поверхность поглощает солнечный свет, а от корней по многочисленным канальцам поступает вода. Особое зелёное вещество, которое содержится во всех листьях — хлорофилл — преобразует эти два компонента в питание для дерева. При этом большая часть воды испаряется с их широкой поверхности. С наступлением холодов лиственные деревья получают меньше солнечного света и воды из промерзшей почвы. Чтобы перезимовать, они запасают необходимое количество питательных веществ и влаги, сбрасывают листья и впадают в спячку. От морозов их ствол и ветки надежно защищены корой.

Листья сосны и ели — хвоя — это тонкие иголки, покрытые толстой оболочкой. Благодаря этому они почти не теряют влагу с поверхности и могут оставаться на дереве в холодное время года. А еще в них накапливается небольшое количество воды и сахаров для питания дерева зимой, а также масла, которые не дают иголкам замерзнуть в мороз. Иголки сосны и ели опадают, но происходит это постепенно, а на их месте сразу вырастают новые.

Поэтому хвойные — вечнозелёные деревья.

Известный русский поэт Федор Иванович Тютчев написал об этом стихотворение:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, —
Их тощая зелень,

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Традиция появления вечнозелёной ели или сосны в качестве новогодней гостьи

Знаете ли вы, что в давние времена наши предки-славяне встречали Новый год с цветущей вишней? Незадолго до праздника кадку, в которой росло деревце, вносили в дом. В тепле развивались почки, и дерево густо покрывалось нежным бело-розовым цветом.

Вокруг новогодней вишни люди веселились — водили хороводы, пели песни. Цветущее деревце оставалось в доме аж до весны. Потом его высаживали в прогревшийся весенний грунт.

Позднее белеющую цветом вишню заменила вечнозелёная ёлочка. В наших краях праздник новогодней ёлки ввёл специальным указом царь Пётр Первый в тысяча семисотом году. Указ пришёлся по душе как знати, так и простому люду. С тех пор и появилась привычная нам красивая традиция перед празднованием Нового года наряжать ёлочку.

Почему ель зеленая круглый год?

1. Влияние времен года
2. Для чего нужны иголки
3. Почему иголки морозоустойчивы
4. Почему хвоя всегда зеленая
5. Опадание иголок

У лиственных деревьев, растущих в умеренном климате, осенью опадает листва. Они меняют цвет листьев, чтобы впоследствии их сбросить. Но хвойные растения сохраняют свой «летний» оттенок в течение всего года. Почему ель зеленая постоянно? Отчего жизнедеятельность остальных деревьев на них не распространяется? Оказывается, существуют природные закономерности, которые делают хвою вечнозеленой. Далее изложен ответ на этот вопрос.

Влияние времен года

Летом ель особенно сочная

Лиственные растения сохраняют зеленый цвет кроны в летний период, а к началу зимы сбрасывают листву, поскольку они не приносят пользы в холодный сезон. Листья не устойчивы к холоду и погибнут в таких суровых условиях. По этой причине деревья избавляются от них заранее, а сами впадают в зимнюю спячку, чтобы по весне обрасти новой молодой зеленью.

Свежая листва имеет насыщенно-зеленый оттенок, который образуется благодаря наличию в ней хлорофилла. Это вещество запускает фотосинтез, обеспечивающий растения питательными элементами. Процесс фотосинтеза проходит при солнечном свете, в результате чего выделяется кислород. Темными ночами растения не могут проводить фотосинтез, они поглощают кислород и выделяют углекислый газ как и все живые организмы. Только наличие яркого света дает возможность им действовать по-другому.

В южных государствах, где отсутствуют опасные для листьев морозы, а солнечного света много в течение года, местные деревья сохраняют зеленый цвет. Из хвойных растений к южному можно отнести лишь кипарис и отдельные виды горных сосен. Обычно хвоя считается типичным северным классом растений. В холодных широтах летний сезон короткий, а теплых солнечных дней еще меньше. Лиственным деревьям удобнее скидывать листву ежегодно, чтобы перезимовать, ведь с листьями они избавляются и от излишней влаги, которая часто создает опасность образования трещин на стволе при морозах. Из листочков испаряется хлорофилл, они приобретают сочный цвет, после чего отрываются и падают на землю. Но хвойным деревьям необязательно спать зимой.

Для чего нужны иголки

Тонкие продолговатые иголки благоприятно переносят холодное время, им не страшны стужа и обморожения. Иголки — это видоизмененная листва, которая требует меньшую поверхность из-за компактных размеров. Участок, на котором может проходить фотосинтез, урезается, а также снижаются риски травм дерева от низких температур и ветров. Проблема с маленькой зоной для иголок для фотосинтеза устраняются благодаря плотной пушистой хвое.

Почему иголки морозоустойчивы

Смола не дает иголкам замерзнуть, отмереть при минусовой температуре в зимнее время. Иголки имеют в составе меньшее количество воды, чем листва, что делает их более устойчивыми к холодам. У хвои есть тонкая, но прочная пленка из воска, которая тоже защищает колючее растение. В сильную стужу отдельные иголки могут отмереть, но это наблюдается лишь у молодых ростков, которые еще не сформировали прочную термозащиту.

Почему хвоя всегда зеленая

Ель зеленая даже зимой

Ель зимой не спит, но ее рост в этот период замедляется или вовсе приостанавливается. Новые ветки вырастают весной, шишки отцветают и формируются в теплый летний сезон. Зимой же дерево поддерживает свое имеющееся состояние. Хлорофилл остается в хвое, поэтому иголки сохраняют зеленый цвет весь год. Для поддержания уровня хролофилла дереву почти не требуется питательных веществ, а пушистая крона не отягощает растение, поэтому оно не сбрасывает хвою.

Вопрос о том, почему ель зеленая круглый год, является одним из самых популярных у детей в возрасте от 5 до 11 лет.

Опадание иголок

Старые иголки сменяются новыми каждый год, как и листва обычных растений. В течение 12 месяцев заменяется 80% иголок. Это происходит плавно, незаметно для человеческого глаза, поэтому елка всегда выглядит красивой и пушистой. Если хвойные деревья сбрасывают большое количество иголок, значит имеют место болезни хвои. Бурый оттенок и пожелтение хвои также считается признаком заболевания. Здоровая елка должна быть всегда зеленой.

Лиственница – исключение из правил: по осени ее иголки приобретают желтоватый оттенок, после чего осыпаются. Новые иголки вырастают весной.

У елки зеленые иголки

Хвойные деревья за все время существования сформировали множество внутренних биологических процессов, позволяющих жить в суровых природных условиях. Их целебная смола защищает от повреждений и обеспечивает дезинфекцию. Хвою не любят паразиты.

Спиленная ель сохраняет зеленый цвет в течение 3-8 недель. После этого хвоя облетает. Лиственные деревья увядают гораздо быстрее.

Зеленый оттенок ели образует содержащийся в ней хлорофилл. Он обеспечивает процесс фотосинтеза и правильную жизнедеятельность елки. Зеленый окрас держится весь год, поскольку хвоя не скидывает крону по осени. Иголки стойко зимуют и не требуют питательных веществ для жизнеобеспечения.

Хвойные деревья будут вечнозелеными даже в северных широтах.

Facebook

Родник В детстве с друзьями мы частенько искали что-то новое, незн…акомое, интересное. Мы находили странный цветок, и верили в его волшебные свойства. Также выискивали и неизвестные заброшенные тропы, которые вели нас в лес. Хотя мы точно и не знали, куда эта дорога могла нас вывести. И вот однажды, недалеко от деревни, прямо в канаве мы нашли то, что очень увлекло нас. Это был родник. Каждое лето, приезжая в деревню, мы посещали его, смотрели, как чистая вода сочилась из него, образуя маленький ручеёк, который потихоньку увеличивался и превращался в небольшую речку. Оказывается, такой родничок здесь был не один – все они вместе и создавали свою речку. Тогда-то я впервые и увидел, как из-под земли пробивается вверх чистая вода. Нам было интересно, как это вода из-под земли выходила наружу, а не капала с неба. Мы приходили к родникам и наблюдали как из них постоянно струится вода, переливаясь на солнце, и никогда не заканчивается. Приходила мысль, что вода вот-вот прекратит своё движение, и не верили, что она идёт из-под земли, не останавливаясь. В какое-то время своей тайной мы поделились с взрослыми и рассказали им о найденных ключах. Находка наша оказалась настоящим родником, который существует здесь уже многие годы. Родники постоянно питают речку своей чистейшей и полезной водой, которая чище колодезной. Нам рассказали, что эти родники бьют из недр земли, и вода их ничем не загрязнена. Её можно с удовольствием пить сколько захочется. Но, пить её нужно только на месте, с ладошки или кружки, потому что, набрав воды в бутыль или ведро, она сразу же теряет вкус. Такая вода умирает, и пить её нужно сразу, пока она ещё жива. Тогда она и даёт большую пользу. Попробовав воды, мы убедились, что она действительно очень вкусная. Вот так мы и познакомились с родником… See More

Методическая разработка урока развития речи «Осенняя ёлочка»

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. КРОТОВКА

м. р. Кинель-Черкасский Самарской области

Методическая разработка

урока развития речи в 3 классе

на основе рассказа Н. Сладкова «Осенняя ёлочка»

Составила: учитель

начальных классов

Мурзагалиева Зулиха

Мухамеджановна

КРОТОВКА 2014

ТЕМА: Подготовка к написанию рассказа на основе текста

Николая Сладкова «Осенняя ёлочка».

ЦЕЛИ:

1. Развитие навыков устной и письменной речи при смысловом, структурно-композиционном и художественном анализе текста.

2. Формирование навыков чтения, подробного пересказа и грамотного письма.

3. Развитие логики мышления.

4. Воспитание любви к окружающему миру, сопричастности с природой через природоведческий материал.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • игрушка Чебурашка;

  • корзинка с предметными картинками

(дуб, ель, берёза);

  • цветные иллюстрации с изображением новогодней ёлки и пушистой ели в лесу;

  • картинки с изображением осенних деревьев осины, клёна;

  • конверт с картинками

(изображения предметов – подарков для ёлки).

ХОД УРОКА

  1. Организация учащихся на урок.

— Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас особый урок – и праздничный, потому что мы пригласили много гостей, и рабочий, потому что нам предстоит сегодня много сделать. Мы будем готовиться к написанию рассказа на заданную тему.

  1. Создание атмосферы заинтересованности предлагаемой темой урока.

1. Вопросы учителя:

— Ребята, вспомните, какой скоро праздник? (Новый год)

— А Новый год вы не представляете себе без чего?

(без подарков, без ёлки, без Деда Мороза и Снегурочки, без конфет и т. д.)

— Попробуйте отгадать, на какую тему мы будем сегодня готовиться писать рассказ. Чтобы определить это точнее, отгадайте загадки.

2. Дидактическая игра «Что увидел в лесу Чебурашка?»

Описание игры: На магнитной доске – цветная репродукция с изображением колоритного лесного пейзажа.

У учителя в руках игрушка Чебурашка.

— Ребята, Чебурашка только что вернулся с прогулки по лесу. У него богатые впечатления от всего увиденного там. Что увидел Чебурашка, вы можете определить по загадкам, которые лежат в его корзинке.

(Вызванные по очереди ученики достают листки с загадками из корзинки, читают вслух. По признакам в загадках называют отгадки, в этой же корзине находят картинки с изображением предметов – отгадок и прикрепляют их на магнитную доску.)

— Объясните, по каким признакам вы нашли отгадки?

1) Вырос он на самой круче, 2) В беленом сарафанчике,

Он раскидистый, могучий, С платочками в карманчиках,

Очень крепок он на вид, С красивыми застежками,

Желудями угостит. С зелеными сережками.

(Дуб) (Береза)

3) Её всегда в лесу найдёшь — Стоит колючая, как ёж,

Пойдём гулять и встретим, Зимою в платье летнем. (Ель)

— По каким же признакам вы нашли отгадки? Какие вы добавите свои признаки?

— Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? какая?

— Для чего нужны прилагательные?

дуб (какой?)…

берёза (какая?)…

ель (какая?)…

— Кто же догадался, какому дереву будет посвящен наш сегодняшний урок?

  1. Сообщение темы урока.

— Правильно, ребята, сегодня нам предстоит готовиться к написанию рассказа об этом замечательном дереве – ели, которое вы пока чаще всего представляете себе, как новогоднюю ёлку.

  1. Подготовительный этап.

    1. Словарная работа.

1) — У каких деревьев вместо листьев иголки?

— Определите, в каком значении употребляется слово иголки для характеристики ежа, ели.

У колючей ёлки иголки в серебре.

Под колючей ёлкой бродит ёж в иголках.

— Какие иголки вы ещё знаете?

— Спишите первое предложение. Назовите опасные места в словах. Подчеркните слово иголки.

2) -Рассмотрите две цветные иллюстрации.

— Что на них изображено?

(нарядная, красиво украшенная игрушками новогодняя ёлка в зале, и пушистая ель в зимнем лесу).

— Объясните, как вы понимаете смысл слов ёлка и ель.

— Правильно.

Ель – хвойное вечно зелёное дерево. Хвоя – узкие, в форме иголочек, листья сосны, ели, кедра и некоторых других деревьев.

Ёлка – 1) то же, что ель;

2) украшенная ель в праздник Нового года.

2. Подготовка к эмоционально-чувственному восприятию текста.

— Я сейчас прочитаю вам два небольших текста. А вы сравните их и скажите, какой из них больше понравился и почему.

1) перед Новым годом ель срубили, продали; вы её купили, нарядили красивыми игрушками и дома устроили праздник;

2) осенью в саду своего дома вы посадили ель, а на Новый год украсили её с другими детьми вашего двора самодельными игрушками на радость близким, друзьям и соседям.

— Ребята! Правильно вы выбрали, надо беречь природу. Как жалко рубить ёлочку! Может быть лучше искусственную поставить на Новый год, может лучше просто веточку еловую. К природе надо относиться бережно.

  1. Основной этап урока.

1. Первичное ознакомление с текстом.

— Прослушайте текст. Обратите внимание на интонацию.

ОСЕННЯЯ ЁЛОЧКА.

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят. У всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе.

(Н. Сладков)

2. Проверка восприятия учащимися общего смысла текста.

— Как по-другому можно озаглавить текст и почему?

— Какие чувства вы испытываете после знакомства с его содержанием?

— Что особенно вам понравилось в этом рассказе?

3. Вторичное чтение учениками текста по частям вслух.

— Прочитайте текст, обратите внимание на его яркость и выразительность.

— Выделите в нём смысловые части и озаглавьте их. Заголовки запишите в тетрадь в виде пунктов плана.

Примерный план.

  1. Рождение ёлочки.

  2. Подарки ко дню рождения.

  3. Лиственная ёлочка.

1) Чтение первого абзаца.

— Как вы его озаглавили и почему?

— Закройте глаза и представьте следующие цветные картины:

а) в осеннем лесу солнечная, тихая, ещё тёплая погода;

б) листья на деревьях пёстрые: зелёные, жёлтые, красные;

в) на земле осеннего леса разноцветный ковер из опавших пёстрых листьев, которые лежат толстым слоем;

г) раздвигая тоненькой острой верхушкой и нежными маленькими лапками-веточками этот разноцветный красивый ковер опавших листьев, из земли очень осторожно, осматриваясь по сторонам, высунулась ёлочка.

— Прочитайте про себя ещё раз предложение, где употреблено слово высунулась. Как вы понимаете его смысл?

— Покажите, как ёлочка высунулась, при этом сделайте удивленное выражение лица.

— Закончите предложение и запишите его в тетрадь.

Маленькая ёлочка осторожно высунулась из … .

2) Чтение второго абзаца.

— Как вы его озаглавили и почему? Какие строчки вам понравились особенно?

— Найдите сравнения. Что с чем сравнивается и почему?

— Почему листья клёна осенью оранжевые? Что означает слово оранжевый? Что ещё может быть оранжевым?

Слово оранжевый означает цвет апельсина, потому что по-французски «апельсин» звучит как «оранж».

— Обратите внимание на такие красочные определения – прилагательные. Назовите их. Они украшают текст, делают картину ярче, красочнее.

3) Чтение третьего абзаца.

— Как вы его озаглавили и почему? Найдите описание счастливой ёлочки. Какие слова сделали это описание ярким, выразительным?

— Найдите сравнения, прочитайте их. Что с чем сравнивается и почему?

— Запишите предложение в тетради и объясните его смысл.

Ёлочка стоит вся в золоте, багрянце и бронзе.

— Какие цвета обозначают подчеркнутые слова?

— Найдите слова, с помощью которых автор выражает своё отношение к ёлочке. (Автор любуется ею. Рассказывая о елочке, он употребляет слова: лапки, ладошки, мягкая, растерянная, счастливая.)

4. Дидактическая игра «Подарок».

(цель игры: развитие умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов).

Описание игры: На доске прикреплен цветной рисунок елочки. К её лапке-веточке «подвешивается» большой конверт, в котором картинки с изображением предметов, необходимых для составления предложений о нарядной елочке. Вызванные ученики достают из конверта картинки-подарки, читают названия этих предметов, которые окрашены в разные цвета. По этим картинкам, которые прикрепляются к елке, учащиеся составляют разные варианты предложений.

— Давайте запишем одно наиболее понравившееся предложение.

5. Подготовка к написанию сочинения, составлению рассказа

по теме изученного текста.

— Кто из вас, побывав в осеннем лесу, обратил внимание на нарядную ёлочку, которую одаривают лиственные деревья подарками?

— Что вы запомнили из этой картины природы?

— Какие цвета и их оттенки вас особенно поразили?

6. Составление устного рассказа по данному тексту.

— Ребята! Мы сейчас работали над текстом замечательного писателя Николая Сладкова. Как красиво он написал о ёлочке. Думаю, вам всем понравилась его осенняя ёлочка. Но ведь это настоящий писатель. Давайте и мы сегодня составим свой рассказ о ёлочке. Конечно, наш рассказ будет небольшой, это ещё проба пера, но мы попробуем писать как писатели.

— Помните вы закрывали глаза, представляли ёлочку. Теперь давайте попробуем описать это словами. А чтобы вам было легче, вы можете воспользоваться моим планом.

1. Первая встреча с ёлкой.

(Где? И когда? 2 предл-я)

2. Описание ёлочки.

(не забывайте слова: зелёная, пушистая, колючая; не забывайте, что вместо листьев у неё иголочки, что это хвойное дерево)

3. Впечатления от встречи.

(это может быть настроение самой ёлочки, а может быть ваше)

7. Домашнее задание.

1) напишите рассказ по данному плану, используя содержание текста, свои личные наблюдения природы и записи из тетрадей (мы ведь не зря сегодня поработали);

2) Желающие могут нарисовать рисунок к данной теме;

3) Желающие могут даже сочинить к нему четверостишие (и не обязательно приносить его завтра, а когда сможете).

  1. Итог урока.

1) Слово учителя.

— Ребята, как много мы сегодня говорили о ёлочке, как много мы успели сделать: отгадывали загадки, составляли словосочетания и предложения с этим словом, познакомились с таким замечательным рассказом Николая Сладкова «Осенняя ёлочка», сами учились составлять небольшой рассказ. И дома вам предстоит серьёзная работа.

— Мне хочется задать вам несколько вопросов.

— Понравился вам урок?

— Чему научил вас сегодняшний урок? (научил видеть красоту природы и беречь её, быть внимательными друг к другу, быть щедрыми – уметь дарить подарки – скоро новый год. И вы не забудьте об этом. Будьте добрее, внимательнее, щедрее, подарите подарки своим близким и друзьям. Точно так же, как сделали лесные деревья ёлочке.)

2) Оценки и комментарии.

— Все сегодня говорили хорошо и красиво. Помогли мне не одним словом. Мне многих хочется отметить. Я ставлю такие отметки…

3) Наш подарок ёлке.

— Ребята, некоторые из вас дома попробуют написать четверостишие об этом чудесном дереве – ели, а многие русские поэты уже посвятили ей свои стихи, к некоторым из них композиторы сочинили музыку. Поэтому теперь мы знаем много песен про ель и ёлку.

— Давайте и мы сегодня сделаем подарок ёлке – споём ей песню про неё.

(Дети поют один куплет любой песни о ели.)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх