Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

На улице жара а цыплятам холодно

1.2. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения (ССП), отделяются друг от друга запятыми.

Примеры: Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (Песков).

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:

Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:

Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:

Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).

Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:

Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);

к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце… (Пушкин).

3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже перед союзом а:

Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь).

Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:

Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов).

4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:

Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин).

Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость… (Эренбург).

План разбора сложносочинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.
  4. Построить схему сложносочинённого предложения.

Образец разбора

Здесь, в комнате, было тепло, и глаза у Аннушки были весёлые, и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне (Тынянов).

Предложение сложносочинённое; состоит из трёх простых частей: Здесь, в комнате, было тепло 1/, и глаза у Аннушки были весёлые 2/, и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне 3/. Грамматические основы: 1) было тепло; 2) глаза были весёлые; 3) затворница и комната понравились. Средство связи – соединительные союзы и.

«Знаки препинания в сложносочинённом предложении».

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа №5 пос. Красочный Ипатовского района

Ставропольского края

Терещенко Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА:

«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

(Подготовка к ЕГЭ)

Цели урока:

1. Повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», » «Лексика», » Орфография».

2.Закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения

3.Отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

4.Подготовка к работе по тексту в соответствии с форматом ЕГЭ

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Закрепить знания о сложносочинённых предложениях (ССП).

  2. Формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП.

  3. Отработать навык постановки знаков препинания в ССП.

4. Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания с целью подготовки к ЕГЭ.

2. Развивающие:

1. Развивать навыки самостоятельного анализа текста.

2. Развивать логическое и образное мышление, творческое

воображение.

3. Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство слова.

2. Воспитание сплочённости, доброжелательности.

Ожидаемые результаты.

Личностные: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Предметные: освоение базовых понятий, умение работать с текстами, знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации.

Оборудование:

  • компьютер

  • проектный экран

  • учебные таблицы

  • раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент.

Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

II. Озвучивание целей урока.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А.Сумароков

О чём заставляют нас задуматься слова А.Сумарокова?

( быть грамотным, образованным и культурным человеком, достойным гражданином своей страны необходимо знать, любить и уважать родной язык; наш язык прекрасен и певуч)

Для того чтобы пополнять свой словарный запас, а по словам поэта » свой склад» необходимо постоянно развивать свою речь, расширять свой кругозор.

III. Лексический диктант.

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде №2).

  1. Человек, который противится нововведениям (К).

  2. Направление развития (Т).

  3. Система взглядов на природу и общество (М).

  4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).

  5. Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).

  6. Антоним к слову “идентичный” (Р).

  7. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).

  8. Антоним к слову “лаконичный” (М).

  9. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).

  10. Синоним к слову “первенство” (П).

  11. Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

  12. Раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания

Ключ открывается полностью на слайде №3.

  1. Консерватор

  2. Тенденция

  3. Мировоззрение

  4. Демократия

  5. Эпигон

  6. Различный

  7. Баллада

  8. Многословный

  9. Эмансипация

  10. Приоритет

  11. Предложение

  12. Пунктуация

IV. Работа над темой урока.

Прочитаем формулировку темы урока, найдём в неё ключевые слова и определим содержание терминов. (Ключевые слова темы урока:сложное предложение, сложносочинённое предложение, пунктуация.). Определим cодержание выделенных нами терминов. Задание для активизации имеющих знаний обучающихся.

1.Дайте определение сложного предложения. ( Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.) Слайд №4

2. Какое предложение называется сложносочинённым?

3.На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

4.Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений). Слайд № 5,№6.№7,№8, №9.

5.Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

6. Постановка проблемной задачи: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочиненном предложении?»

V. Работа с теоретическим материалом. Примеры предложений спроецированы на доске. Слайд №10

На каждом столе раздаточный материал. Приложение 1.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми:
Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (Песков). Слайд №11

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату); Слайд № 12, №13
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзного: Он чувствовал себя нехорошо);

г)Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже перед союзом а:
Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь).
Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:
Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов).
3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин).
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость… (Эренбург). Слайд №14

План разбора сложносочинённого предложения. Слайд 15

  1. Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).

  2. Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).

  3. Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.

  4. Построить схему сложносочинённого предложения.

VI. Упражнение для закрепления . Записать предложения под диктовку, объяснить постановку знаков препинания. По образцу дать характеристику предложений. ( Работа в парах)

1. Он очнулся , перестал шуметь , но, по-видимому, никого и ничего не было.

2. Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

3. Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

4. Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.

5 . Я сажусь на трамвай- и через двадцать минут я опять в поле.

6. Любовь есть сон, а сон- одно мгновенье.

7. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

Физминутка. ( Упражнение для глаз)

VII. Подготовка к ЕГЭ. Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами. Слайд № 16

Самостоятельное выполнение тестов, заранее распечатанных. Проверка и исправление ошибок. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Вывод урока.

Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых… (части равноправны по смыслу и соединены сочинительными союзами).

Сочинительные союзы делятся на… (соединительные, разделительные, противительные).

В сложносочиненном предложении с соединительными союзами перечисляются явления, которые… (происходят одновременно или следуют одно за другим).

В сложносочиненном предложении с разделительными союзами указывается на…(чередование явлений).

Если одна из частей сложносочиненного предложения имеет значение результативности, быстрой смены событий, то…( между частями ССП ставится тире).

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия (ответить письменно или устно). Слайд № 17

XI. Домашняя работа. Слайд №18

  1. Выучить теоретический материал по теме.

  2. Выписать из стихотворений А.С.Пушкина примеры с использованием сочинительных союзов.

  3. Проанализировать постановку знаков препинания в стихотворении А.Блока » Незнакомка»

Болезни цыплят

Куры, как и все пернатые, подвержены болезням и чувствительны к неблагоприятным условиям содержания и кормления. В этой статье будет рассказано про самые распространённые болезни цыплят и их лечение в домашних условиях.

Общие правила ухода за цыплятами в домашних условиях

Маленькому цыплёнку с первых дней жизни нужны тепло, свет, чистая вода и качественный корм. Температура содержания суточного птенца 35°С. Со второй недели жизни её снижают по 3° в неделю до 20°С. Полностью оперённый цыплёнок способен обходиться без дополнительного источника тепла.

Свет у маленьких цыплят должен гореть день и ночь. Достаточно лампочки в 40 ватт на 5 м² площади пола.

Важно! В брудере нужно предусмотреть более прохладный и тёмный уголок, куда птенец может отходить, если ему жарко.

Также в брудере стоит разложить подстилку: малышам стелют одноразовые пелёнки или насыпают крупные отруби, цыплятам постарше — древесную стружку.

Чистая вода должна находиться в клетке всегда. Корм — сухой комбикорм или зерновая мешанка — насыпаются свежими. Поилки и кормушки важно держать в чистоте.

Важно! Частая причина поноса у цыплят — испорченный или забродивший в кормушке корм. Влажные мешанки, варёное яйцо, кефир не оставляют в брудере дольше, чем на 1 ч. Нечистоплотность в содержании может стоить цыплятам жизни.

Как определить, что цыплёнок заболел

Здоровый птенец подвижен и весел. Он с любопытством реагирует на новую пищу, убегает от попытки взять его в руки. Пух у него чистый, попка без следов помёта.

Здоровый цыпленок — здоровый выводок

Слабый или заболевший малыш:

  • вялый и безучастный ко всему;
  • стоит, опустив голову и крылышки, и не пытается отойти, если его коснуться;
  • страдает от поноса и выделений из глаз;
  • отказывается от еды, вследствие чего худеет;
  • запрокидывает голову и падает набок;
  • может слепнуть;
  • у подращенных цыплят перья торчат в разные стороны, слышны хрипы при дыхании.

Все эти проявления — повод срочно принимать меры к спасению птицы.

На заметку! Большинство заболеваний птичьего молодняка связано с нарушениями в содержании и кормлении. Исправив допущенные ошибки, владелец увидит, как цыплята пошли на поправку. Но существует ряд опасных инфекционных болезней, которые могут привести к гибели части или всего поголовья без своевременного лечения медикаментами. Некоторые птичьи болезни опасны для человека (сальмонеллез, птичий грипп).

Болезни суточных цыплят и бройлеров

Получая куриное потомство в своём хозяйстве, нередко хозяин сталкивается с проблемами у новорожденных.

Что делать, если у цыплёнка не втянулся желток и не закрылось пупочное кольцо? Такая проблема возникает, если в инкубаторе была недостаточно высокая температура и избыточная влажность.

Обратите внимание! Иногда желток не может втянуться из-за генетической аномалии у цыплёнка.

Разумнее не мучить малыша и убрать его, если отверстие в пупке слишком большое. Если от желтка виден небольшой кусочек, птенца можно выходить. Для этого его кладут на спинку, придерживая в таком состоянии, чтобы не вырывался. Кончиком чистой салфетки заправляют желток внутрь живота и подносят цыплёнка к лампочке (или другому направленному источнику тепла). Под воздействием тепла пупок начинает закрываться. Когда края отверстия сомкнулись, кожу смачивают йодом или зелёнкой. Птенца отсаживают отдельно от других цыплят на чистую пелёнку. При благоприятном исходе будущая несушка или петушок ничем не будет отличаться от своих соплеменников.

Еще один распространённый недуг малышей — слабость ножек. Чаще всего страдают бройлеры, так как им присущ быстрый рост живой массы. Внешне недуг выражается в том, что цыплёнок часто сидит, его походка неуверенная, ноги разъезжаются в стороны.

Укрепить суставы помогут:

  • введение в корм витаминов (тетравит, тетрагидровит, чиктоник);
  • облучение малышей УФ лучами (синей лампой) около 10 мин. ежедневно.

Подстилку в брудере нужно сделать не скользкой (шершавая бумага, ткань). Иногда помогает связывание ножек шерстяной ниточкой, чтобы они не разъезжались в стороны и цыплёнок не садился на шпагат.

Чем пропоить цыплят от глистов

Глисты — частое явление у животных на частных подворьях. Яйца паразитов попадают к цыплятам со свежей травой, особенно, если её нарвали на сырых и болотистых участках. Дождевые черви и другие насекомые являются распространителями глистов.

Симптомами заражения птенцов глистами являются:

  • отсутствие аппетита;
  • истощение;
  • вялость;
  • понос;
  • побледнение гребешков;
  • при сильном заражении в помёте можно заметить глистов.

Появление глистов у цыплят

Цыплят немедленно следует пропоить антигельминтными препаратами (альбен, пиперазин, флубенвет, левамизол). Дозировка препарата рассчитывается, исходя из веса цыплят и количества голов. Лекарство смешивается с небольшой порцией корма и даётся птице. Некоторые препараты выпускаются в виде суспензии или пасты, их удобно вводить индивидуально каждому малышу в клювик.

Важно! Профилактикой паразитарных болезней птичьего молодняка является чистота в помещении. Маленьких цыплят рекомендуется содержать на сетчатых полах, чтобы исключить контакт с помётом. Кормушки и поилки рекомендуется после мытья обдавать кипятком.

Кокцидиоз (эймериоз)

Болезнь относится к паразитарной группе. Возбудители — маленькие паразиты кокцидии, которые паразитируют в кишечнике, вызывая воспаление (при вскрытии больной особи кишечник вздутый с наличием очагов кровоизлияний), и в печени. Страдают чаще всего месячные цыплята и особи старшего возраста. Паразит выделяется с помётом на землю, откуда склёвывается птицей.

К сведению! Кокцидиозом болеют и кролики. Нередко заражение кур происходит, когда те склёвывают кроличий помёт, гуляя в общем сарае под клетками с кроликами.

Особенно быстро размножается вредитель с тёплую и влажную погоду.

Чем лечить цыплят от кокцидиоза? Применяют кокцидиовит (2,5 г на 1 кг корма) в течение 7 дней. В качестве профилактики лекарство скармливают в дозе 1,5 г на 1 кг корма. Кроме указанного лекарства, применяют:

  • кокцидин 10;
  • мадикос;
  • аватек;
  • авиакс.

Все препараты дают в строгом соответствии с инструкцией.

Как лечить рахит у цыплят

Нехватка витамина Д начинает сказываться уже в возрасте 15 дней. Проявляется это в потере интереса к корму и общей вялости, слабости. Молодняк начинает больше спать, походка становится шаткой.

Лечиться поголовью рекомендуется:

  • введением в рацион рыбьего жира (1 ст. ложка на 1 кг корма);
  • трикальцийфосфата (15 г на 1 кг корма);
  • концентрат витамина Д (2 капли на 1 кг корма).

Совет! Желательно обеспечить цыплят прогулками на свежем воздухе или ежедневно облучать их синей лампой (УФ лучи) по 15 мин.

Пуллороз у цыплят: симптомы и лечение

Инфекционная болезнь птицы пуллороз или тиф — опасное заболевание, передающееся от больной особи к здоровой, или через куриный помёт.

Симптомы следующие:

  • вялость и слабость;
  • цыплёнок опускает голову и тяжело дышит, не открывая глаз;
  • начинается пенный желтоватый понос.

Слабость у цыплят

Если диагностирован пуллороз цыплят, лечение стоит начинать незамедлительно. Терапия заключается в применении антибиотиков левомицетиновой группы, сульфаниламидов, тетрациклина:

  • флорикол — выпаивают в концентрации 0,1% в течение недели;
  • биомицин — водный раствор, в дозе 8 — 10 мг на 1 кг живого веса птицы, курс — 1 неделя;
  • байтрил — 5 капель на 1 л воды, курс 3 дня;
  • дитрим — 1 мл препарата на 1 л воды, курс 5 дней.

Важно! После лечения антибиотиками птица нуждается в курсе витаминов или препарата ветом для восстановления микрофлоры кишечника и иммунитета.

Часто задаваемые вопросы про болезни цыплят

  • Зачем во время болезни цыплят кормят чёрным перцем горошком или острым красным перцем? У птицеводов считается, что жгучий перец является естественным дезинфицирующим средством и уничтожает возбудителей болезней и паразитов. На самом деле целая горошина перца, скормленная цыплёнку, обожжёт ему пищевод, нанеся больше вреда, чем пользы.
  • Цыплята нахохлились, опустили крылья и дохнут, что можно делать? Симптомы говорят о слишком большом перечне заболеваний. Правильно будет собрать помёт цыплёнка или павшую особь и отнести на анализ ветеринарному специалисту. При невозможности этого сделать поголовье можно вылечить антибиотиком широкого спектра действия.
  • Почему у цыплят взъерошенные и поломанные перья? Вероятнее всего, это симптом наличия паразитов на коже. Это могут быть вши, пероеды, красные куриные клещи. Для борьбы с ними проводят генеральную уборку в цыплятнике и дезинфекцию.
  • Почему цыплята пятятся назад? Самая вероятная причина в нехватке витамина или микроэлемента либо генетическая аномалия. Если явление массовое, то следует пересмотреть рацион малышей.

Профилактики болезней молодняка

Кроме обеспечения чистоты, тепла в курятнике и качественного корма нужно осуществлять лекарственную профилактику поголовья. Следует:

  • каждые 4 месяца пропаивать птиц от глистов;
  • заранее давать препараты от инфекционных болезней птенцам в возрасте 1 и 4 месяцев.

Только после этого у заботливого и чистоплотного хозяина цыплята не будут болеть, а только радовать привесами и активным поведением.

Холодно или жарко цыплятам? Проверяем настройку обогрева

Мы ведь понимаем, что здоровье цыплят, их способность расти (то есть качество птенцов) зависит от условий инкубации. Если весь срок «насиживания» яиц чрезвычайные ситуации отсутствовали, то молодняк выведется крепеньким. Главное ЧП на птицефабриках – отключение электричества. И несвоевременное подключение генераторов. Если такое случилось — яйца остывают. Цыпленок вылупится из яйца, а как расти будет, прогнозировать сложно.
Но ведь и хорошеньких цыпляток можно испортить, навредить им. Здесь уже все от птицевода зависит, от его умения распознать хорошо ли цыплятам живется.

Поместили в брудер. Комфортно ли в нем цыплятам?

Вот они — просохшие, пушистенькие, желтенькие, активные, с ясными любопытными глазками, шустренькие — оказались в домашнем брудере. Как понять — насколько бройлерятам комфортно? Ведь стрессовая ситуация была долгой по времени. Их вынули из теплого инкубатора, несколько раз брали в руки, рассматривали, переносили в разные помещения. А в итоге вынесли на холодный воздух и куда-то везли. Порой перевозка часа три может длиться. Первая реакция цыплят – желание спать, снимать стресс.
В первый час цыплятам вроде бы безразлично, какой домик соорудил хозяин. Им бы в чувство прийти, обследовать новое жилище, найти воду и корм. Вот почему нужно через два часа обязательно посмотреть, как обживаются бройлерята в вашем брудере (коробке, отгороженном углу комнаты). А вести себя цыплята могут по-разному. По тому, как они бегают по всей площади цыплятника, где ложатся спать, какую поилку и кормушку выбирают, можно понять, что им нравится. И где самое хорошее место. Да и вывод о причинах такой вот избирательности сделать можно — понять, правильно ли настроен обогрев.

Есть несколько вариантов поведения цыплят

Первый. Цыплятам все нравится. Они подвижны, постоянно потихонечку разговаривают друг с другом, бегают по всей предоставленной им в пользование территории, не скапливаются у некоторых кормушек или поилок так, что рядом с другими источниками пищи и еды никого нет. То есть цыплята равномерно обжили всю площадь. Они и спать ложатся там, где сон сморил.
На схемах темный квадрат — это нагревательный элемент. Это может быть мощная лампа. А рыженькие лохматенькие точки — это цыплята. Линия контура определяет границу (стену) брудера или доступного цыплятам помещения.
Второй. Цыплятам холодно. Они не подбегают к некоторым кормушкам, обходят их стороной, все сгрудились у одной-двух. У поилок та же ситуация. Цыплята к краям (границам, стенам) помещения не подходят. Они все стараются быть ближе к источнику тепла. Словно жмутся под ним. Там на самом деле тесновато. Цыплята возмущены таким к ним отношением. Они стали шумными, тут уже не до нежных попискиваний.
Третий. Цыплята расположились только в одном секторе брудера. Этот говорит о сквозняке. Цыплята интуитивно выбрали то место, где теплее всего. То место, куда сквозняк гонит теплый воздух от нагревательного элемента. Так образуется кучка, где птенцам тесно. Зато так можно согреть друг друга. Цыплята шумят, возмущаются. Им холод не нужен, особенно такой, который идет с одной стороны.
Четвертый. Цыплята не хотят бегать по всей территории, они располагаются для сна и даже для еды у кормушек и поилок, расположенных подальше от нагревательного элемента. Цыплята просто спят на ходу. Им и еда не нужна, и вода не нужна. И чем дальше от тепла, тем лучше. Опять скученность, только несколько иная. Теперь цыплята расположились по периметру. Делаем вывод: цыплятам слишком жарко.
Пятый. Цыплята без света не могут найти себе еду и воду. Но и яркий свет им не нужен, как и сквозняк. И шума цыплята боятся. Но не всякого шума. Есть звуки незнакомые, а есть уже привычные, не несущие беды. Так, своя домашняя собака лает, порой даже громко и грозно, но цыплята этого звука не боятся — он привычен. От него не ждут неприятностей. А тут чужая собака забежала во двор, тоже залаяла. Но ведь голос-то другой. Цыплята сразу на него реагируют, они бегут в другую от источника звука сторону. Спасаются бегством от возможной опасности. Долговременный звук тоже может быть страшен цыплятам. Тогда они выбирают для себя определенное местечко, и тоже вдали от источника тепла. Образуется еще одного вида кучка, вернее, скученность цыплят в некотором месте. Даже резкий звук при чихании хозяина приводит цыплят в ужас, хотя обычная речь им нравится. Они даже рады ее слышать, ведь она всегда сопровождается наполнением кормушек.
То есть все варианты (кроме первого), сигнализируют о проблемах в цыплятнике, о неправильном настрое брудера.
Ситуацию надо срочно исправлять. Например, поднять нагревательные лампы выше. Или заткнуть все щели, из которых идут потоки холодного воздуха. Если цыплята живут в комнате, то на время желательно отказаться от прослушивания слишком «жесткой» и разнообразной музыки, в том числе и громкой. Цыплят могут пугать даже неожиданные звуки выстрелов в фильме-детективе, если телевизор находится неподалеку от них.
Делаем вывод: правильно настраивайте обогрев брудера как можно раньше. В идеале — в течение двух часов после размещения в нем цыплят. Первые четырнадцать дней очень важны для роста бройлеров. Об этом мы уже не раз упоминали в цикле статей о тонкостях ухода за ними:

  • Что такое брудер для цыплят и зачем он нужен
  • Как построить брудер для цыплят своими руками
  • Как правильно посадить купленных цыплят в брудер

Тут не надо скупиться ни на качественный корм, ни на правильный обогрев, ни на добротную подстилку. Все потом окупится.

Описание основных болезней цыплят

В зависимости от возбудителя все инфекционные заболевания птиц можно разделить на три большие группы – бактериальные, вирусные и паразитарные инфекции.

Бактериальные инфекции цыплят:

  • сальмонеллез;
  • туберкулез;
  • пастереллез;
  • колибактериоз.

Вирусные болезни птиц:

  • ларинготрахеит;
  • грипп;
  • болезнь Ньюкасла;
  • оспа.

Паразитарные заболевания цыплят:

  • кокцидиоз;
  • гетеракидоз.

Сальмонеллез у цыплят

Цыплята более подвержены сальмонеллезу, чем взрослые особи. Основной экономический ущерб состоит в нарушении роста и развития цыплят, что в дальнейшем приводит к уменьшению продуктивности взрослых особей. Также заболеваемость цыплят сальмонеллезом является причиной санитарных ограничений сбыта продукции. Дело в том, что птица и яйца могут стать причиной распространения сальмонеллеза среди людей.

Причиной развития болезни является заражение бактерией Salmonella enteritidis. Возбудителя сальмонеллеза относят к энтеробактериям, род сальмонеллы. Эти микробы широко распространены в окружающей среде. Но их размножение можно предотвратить с помощью дезинфицирующих средств.

Передается сальмонеллез от птиц фекально-оральным путем, а при поражении легких – аэрозольно. Чаще всего цыплята инфицируются сальмонеллами через зараженный корм или воду.

Выделяют несколько вариантов течения сальмонеллеза у птиц.

Формы течения сальмонеллеза:

  • мгновенное течение;
  • острое течение;
  • подострое течение;
  • хроническое течение.

Вариант протекания болезни зависит от возраста птиц, состояния их иммунитета и количества возбудителя, которое попало в организм. У взрослых особей сальмонеллез чаще всего имеет хроническую форму с менее выраженными симптомами.

Наиболее тяжело сальмонеллез протекает у цыплят в возрасте до двух недель. Болезнь развивается по типу сепсиса – поражаются практически все органы. Бактерии, которые попадают в кровь, вызывают воспаление слизистой оболочки кишечника, клеток печени, селезенки и почек. Токсины сальмонелл поражают мелкие сосуды, что приводит к многочисленным кровотечениям во внутренние органы. Цыпленок погибает через несколько дней от кровоизлияний и интоксикации организма.

Сначала цыплята, которые заболели, отказываются от еды. Они становятся вялыми, мало двигаются и сидят с закрытыми глазами. Больные цыплята часто пищат. Одним из главных признаков сальмонеллеза является диарея. Иногда при сальмонеллезе развивается паралич разных частей тела. Цыплята передвигаются с помощью крыльев, часто у них выворачивает шею в сторону.

Сальмонеллез хорошо поддается лечению на ранней стадии болезни. Явно больных цыплят выбраковывают, так как вылечить их уже не удастся, а они будут оставаться источником заражения здоровых особей. Для лечения используют антибактериальные средства согласно инструкции. Обычно, антибиотики дают с кормом или выпаивают с водой.

Антибактериальные средства для лечения сальмонеллеза:

  • Энфлоксатрил;
  • Авидокс;
  • Альбак;
  • Эриприм;
  • Колимицин.

Туберкулез у кур

Возбудителем туберкулеза кур является Mycobacterium avium. Особенностью этих бактерий является их чрезвычайная стойкость во внешней среде. Стойкость микобактерий связана с кислото- и спирто- устойчивой капсулой. Бактерии очень долгое время могут храниться в земле, навозе и телах погибших животных. Полностью обеспечить птиц от заражения возбудителем туберкулеза практически невозможно, так как микобактерии очень стойкие во внешней среде.

Возбудители туберкулеза птиц и людей являются абсолютно разными бактериями, которые вызывают заболевания у определенного вида. Обычно, Mycobacterium avium не предоставляет угрозы человеку, но в истории случалось несколько случает заражения.

Туберкулез чаще поражает более взрослых особей. Болезнь характеризуется довольно тяжелым течением и высокими показателями смертности.

Поскольку у туберкулеза довольно длительный инкубационный период, чаще всего симптомы болезни проявляются у кур после 10 месяцев. Первыми признаками болезни являются вялость и малоподвижность птиц. У больных особей повышается температура тела, снижается аппетит. Больные куры выглядят истощенными, снижается их продуктивность. Со временем симптомы все больше ухудшаются. При кишечной форме туберкулеза развивается диарея и сильное обезвоживание. Возможно развитие паралича ног. Внутренние органы поражаются микобактериями, их клетки медленно разрушаются и птицы умирают на протяжении года.

Поскольку лечение туберкулеза является весьма дорогостоящим и недостаточно эффективным, акцент ставят на предупреждении развития и распространения болезни среди птиц. Для массовой диагностики используют туберкулиновую пробу. Туберкулин вводят внутрикожно на участках кожи без оперения. Через 48 часов осуществляют оценку реакции. Любое местное воспаление в месте инъекции расценивают как положительную реакцию. Для постановки окончательного диагноза, анализ делают повторно через месяц.

Также по возможности проводят лабораторные тесты на выявление возбудителя туберкулеза.

Главным профилактическим методом является удаление всех птиц, у которых повторно выявлена позитивная реакция на введение туберкулина.

Противотуберкулезные препараты и антибиотики являются довольно дорогими, а курс лечения туберкулеза обычно длится более двух месяцев. Бывают случаи, когда лечение приводит к большему экономическому ущербу, чем утилизация.

Для лечения назначают комбинированные схемы введения препаратов. Часто используют комбинацию из изониазида, этамбутола и рифампицина. Также существует схема одновременного использования комбинации из 5 противотуберкулезных средств. Такая схема включает в себя рифампицин, пиразинамид, изониазид, этамбутол и стрептомицин.

Стоит отметить, что препараты, которые используются для лечения туберкулеза, являются очень токсичными и довольно плохо переносятся.

Пастереллез у цыплят

Чаще всего пастереллезом болеют молодые цыплята в двухмесячном возрасте. Инфекция является очень заразной и для нее характерен высокий уровень летальности. При тяжелом течении умирает ¾ заболевших цыплят.

Возбудителем болезни является палочка Pastcurella Multocida. Пастереллезные палочки могут долго жить в замороженном мясе и трупах животных, но практически сразу умирают под прямыми солнечными лучами. Возбудители пастереллеза распространяются практически всеми видами птиц. Заражение обычно происходит воздушно-капельным путем. Также, считается, что бактерии могут переносить кровососущие паразиты.

Болезнь характеризуется довольно быстрым течением. Чаще всего развивается острая форма пастереллеза. Симптомы появляются внезапно, на фоне абсолютного благополучия. Цыплята становятся вялыми, оказываются от корма, очень много пьют. У больных особей повышается температура тела. Перья становятся тусклыми и взьерошеными.

Характерным признаком пастереллеза является слизистый кал желто-зеленого цвета, в некоторых случаях развивается диарея с примесью крови. Часто у больных цыплят из носа выделяется пенистая жидкость, им становится трудно дышать. Гребешки и бородки у таких особей становятся синими. Обычно, больные цыплята умирают на третий день болезни.

Возможен переход пастереллеза в хроническую форму. В таких случаях после острых симптомов, птица начинает отходить от болезни. Затем через пару дней у цыплят опухают суставы, появляются области некроза на коже. Такие симптомы сохраняются несколько недель, затем птицы гибнут.

Лечение необходимо начинать с первых часов проявления болезни. Ветеринары вводят гипериммунную поливалентную сыворотку и антибиотики. Чаще всего используют тетрациклиновые антибиотики (биомицин, террамицин). Довольно эффективным против возбудителя пастереллеза является левомицетин. Из современных антимикробных средств наиболее эффективными считаются препараты Трисульфон, Левоэритроциклин и Кобактан.

Колибактериоз

Колибактериоз чаще всего поражает молодняк до 3 месяцев. Возбудителем заболевания является кишечная палочка различных серотипов (Escherichia coli).Заражение кишечной палочкой осуществляется через инфицированный корм и воду, а также возможен аэрогенный путь передачи. Возбудитель довольно стойкий во внешней среде.

Необходимо помнить, что источником заражения птиц может быть персонал. Нужно регулярно проверять работником фермы на носительство патогенных серотипов кишечной палочки.

У цыплят колибактериоз обычно протекает в тяжелой форме по типу сепсиса. Цыплята резко становятся вялыми и теряют аппетит. У больных особей повышается температура и начинается понос. Птицам трудно дышать, они зевают и хрипят. Кожные покровы цыплят становятся синюшными. При острой форме цыплята гибнут через 2-3 дня.

Хроническая форма колибактериоза чаще встречается у взрослых кур. У больных особей периодически начинается понос. Птицы становятся вялыми и сонливыми.

Все больные и слабые птицы подлежат уничтожению. После удаления больных особей, в помещении обязательно проводят дезинфекцию. С этой целью используют пары хлорскипидара.

Всем оставшимся птицам выпаивают водный раствор фурацилина (1:10000). В лечебных целях также назначают антибиотик левомицетин.

Ларинготрахеит у цыплят

При ларинготрахеите отход цыплят может достигать 50%. У переболевших особей существенно снижается продуктивность.

Возбудителем болезни является вирус семейства Herpesviridae. В холодную пору вирус достаточно долго может храниться в трупах больных птиц. При нагревании выше 37°С погибает через пару часов, а при кипячении – немедленно. Также вирус умирает при воздействии солнечного света и под действием дезинфицирующих растворов.

Обычно, молодняк заражается в первые дни жизни. Развитие болезни связывают с плохими условиями содержания птиц. Распространяют инфекцию больные птицы и вирусоносители. Заражение происходит воздушно-капельным путем.

Симптомы герпетической инфекции могут немного отличаться в зависимости от формы и течения болезни. Различают острое и хроническое течение заболевания, а также бактерионосительство.

Формы ларинготрахеита у кур:

  • собственно ларинго-трахеальная форма;
  • коньюктивальная форма;
  • атипичная форма.

Больные цыплята становятся вялыми, перестают есть и мало двигаются. Птицы сидят с закрытыми глазами, открытым клювом и периодически зевают. Когда прислушаться, слышны свистящие сухие хрипы. У больных цыплят появляется кашель с выделением слизи и крови. При осмотре на слизистой рта и гортани видны мелкие кровоизлияния. В половине случаев острый ларинготрахеит заканчивается гибелью птиц. При хроническом течении симптомы болезни менее выражены, состояние птицы периодически улучшается, но болезнь приводит к сильному истощению и снижению продуктивности.

Коньюктивальная форма имеет хроническое течение. Основными признаками является покраснение глаз и сужение глазной щели. На коньюктивальной оболочке заметны кровоизлияния. Глаза слезятся и закисают. Под веками накапливается фибрин и со временем развивается слепота.

Атипичная форма протекает бессимптомно. Инфицированных особей можно выявить лишь с помощью лабораторных тестов. Такие птицы зачастую являются основным источником заражения других особей.

Специфического противовирусного препарата для лечения ларинготрахеита пока не существует. При вспышке инфекции наиболее эффективным считается профилактика присоединения бактериальной инфекции и витаминотерапия. Для этого используют растворы сельфаметазана или сульфазола, которые дают с водой на протяжении 5 дней. Также эффективным является добавление в воду раствора фурациллина или фуразолидона. Не стоит добавлять в воду все препараты одновременно, достаточно использовать один.

Обязательно параллельно проводить аэрозольную дезинфекцию помещения. Для этого хорошо подходит 30% водный раствор гликосана, а также хлорскипидар, Глютекс или Виркон.

Грипп у цыплят

Птичий грипп приводит к массовой гибели кур, что ведет к серьезному экономическому ущербу. Вирус очень заразный и быстро поражает практически все поголовье. Также возможно заражение человека от больных птиц.

Распространяется грипп воздушно-капельным и алиментарным путями. Птицы заражаются при непосредственном контакте или через воду. Вирусы гриппа малоустойчивы к воздействию дезинфицирующих растворов.

Больные птицы отказываются от корма. Цыплята сидят с опущенной головой и взьерошенным оперением. Из клюва и носовых отверстий выделяется клейкая слизь. У больных особей повышается температура тела до 44 °С. Когда после резкого подьема температура тела падает, птица погибает. При осмотре, слизистые оболочки ротовой полости отечны, с петехиальными высыпаниями. Цыплятам трудно дышать, слышны хрипы. В некоторых случаях у больных особей развивается диарея, могут появляться судороги.

Кур и цыплят, больных гриппом не лечат. Больных особей необходимо ликвидировать. Употреблять мясо больных птиц запрещено. При работе в защитных костюмах и специальных масках.

Для профилактики заражения цыплят и кур используют инактивированные вакцины и сыворотки.

Болезнь Ньюкасла

Возбудителем болезни цыплят бройлеров является вирус семейства Парамиксовирусов. Источником инфекции считаются больные птицы и грызуны. Переносить вирусы болезни Ньюкасла могут куриные клещи. Заражение происходит алиментарным или аэрогенным путем. Очень часто к распространению вируса приводит грязный инвентарь, зараженная вирусом одежда работников и даже вентиляционная система.

Болезнь может протекать в сверхострой, острой и хронической формах. При сверхостром течении цыплята умирает внезапно без особо выраженных симптомов. Вирус поражает дыхательную систему и вызывает кашель, чихание и нарушение дыхания. В ротовой полости птиц начинает накапливаться слизь. Больные цыплята зевают и крякают. Также для болезни Ньюкасла характерно воспаление роговицы и коньюктивы. Во многих случаях развивается понос, стул становится зеленым жидким, иногда с примесью крови. Вирус поражает нервную систему и вызывает параличи разных частей тела. Болезнь сопровождается повышением температуры.

Больные особи умирают через 5-10 дней.

Для хронической формы болезни характерны менее выраженные проявления. Самым частым симптомов является появление легких параличей конечностей.

Специфическая терапия не разработана. Заболевших особей ликвидируют. Для профилактики заражения вирусом, необходимо вакцинировать кур.

Парамиксовирусы птиц могут передаваться человеку. Необходимо проводить регулярную дезинфекцию помещений. Персонал должен работать в специальных защитных костюмах.

Оспа у цыплят

Молодняк кур очень восприимчив к оспе. Возбудителем оспы является вирус. Болезнь очень заразна, передается от больных цыплят здоровым при непосредственном контакте, а также через зараженные воду, корм и инвентарь.

У цыплят на теле начинают появляться везикулы, особенно высыпание заметно в области головы. Больные особи отказываются от корма и мало двигаются. Поражается не только кожа, но и слизистые оболочки. Цыплята начинают плохо дышать, зевают и хрипят.

Вирусная оспа цыплят не подлежит лечению. Когда обнаруживают птиц с высыпаниями, их сразу же отделяют от остальных. Больных особей обследуют, проводят точную диагностику, а затем ликвидируют.

Обязательной является дезинфекция помещений в случаях возникновения болезни.

Существует вакцина против вируса оспы кур. Вакцинация эффективно защищает птиц от болезни.

Паразитарные инвазии у цыплят

Паразитарные инвазии чаще всего поражают цыплят, которые живут в тесных и грязных помещениях. Обычно, болеют молодые особи в возрасте до 6 недель.

Возбудителем кокцидиоза являются простейшие одноклеточные паразиты – кокцидии. Птицы заражаются кокцидиями через пищу, траву и воду. Переносчиками паразитов могут быть другие птицы, грызуны или люди.

Зараженные цыплята плохо едят и начинают терять в весе. У цыплят начинается понос. Для кокцидиоза характерен зеленый жидкий кал с примесью крови. Болезнь прогрессирует, птицы истощаются, становятся малокровными. Если молодняк выживает, то постепенно начинает отходить. Но, обычно, случается повторное заражение и симптомы возвращаются.

Против кокцидий используют противомикробные препараты, например, натрофуран и сульфаниламиды. Очень эффективно на возбудителей кокцидиоза действуют препараты Статил, Койден, Кокцидин и Апролиум. Апролиум может использоваться с профилактической целью.

Гетеракидоз

Причиной развития гетеракидоза у кур является заражение глистами-нематодами. Паразиты развиваются в кишечнике кур.

У зараженных птиц нарушается пищеварение, развивается диарея. Цыплята становятся вялыми и худеют. У взрослых кур снижается продуктивность.

Для лечения глистной инвазии используют противопаразитарные препараты. Наиболее эффективно используются препараты Фенотиазин, Фенбендазол, Фебантел. С профилактической целью рекомендуется использование Фенотиазина.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх