Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Контраст в композиции

Недавно услышал о интересной штуке как контраст и нюанс в художественной композиции. Опять же хочу написать о некоторых аспектах, которые влияют на итоговый результат визуализации выбранной темы.

С чего надо начинать, чтобы рисунок не был неинтересным и унылым? Для этого нужно занять зрителя какой-нибудь работёнкой… +)

Нюанс

Начнём с нюанса.

На рисунке 1 видите композицию из 3-х кружек. Абсолютно одинаковые … ну ни куда не годится. Как-то не закончено и неинтересно. Хоть как-то исправить такое сухое изображение можно при помощи нюанса. Повернём одну из кружек, и фотка приобретёт живости.

Вообще НЮАНСОМ называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку.

Рисунке 3 – хороший пример. Груши, вроде все груши как груши – “на одно лицо”, однако каждая из них обладает индивидуальными чертами, что и придаёт композиции интереса. Эта композиция не создаёт зрителю впечатления недоконченности. Человек невольно начинает сравнивать объекты… с помощью этого эффекта можно добиться повышения интереса к картинке.

Рис.2

Контраст

КОНТРАСТ – более экспрессивный метод повышения интересности картинки.

Возьмем три предмета… которые могли бы служить главными объектами композиции.

Рис.4

Три вазы, совершенно одинаковые. Согласитесь как-то “лесом они здесь”, никак не связаны друг с другом.

Это от того, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.

Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.

Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.

Рис.5

Рис.6

На рисунке 7 контраст размеров котов, который смотрится эффектнее, чем композиция на рисунке 6.

Рис.7 Рис.8

На рисунке 8 изображён ряд из кружек. Две белых и красная с номером. Здесь так же присутствует контраст по цвету и наличию номера. Сразу же возникают вопросы: Почему Красная? Почему Правая? Почему 42?

Появляется интрига…

Не забывайте о этих принципах создания композиции. Контраст и Нюанс это замечательные правила, которыми следует руководствоваться при продумывании компонентов изображения.

До скорого..

Принципы ландшафтного дизайна

Это не означает, что Вы должны обязательно применять все принципы к каждой части Вашего плана. Но только если вы понимаете эти принципы, у вас появятся творческие идеи.
Самый лучший ландшафтный дизайн находится в голове его создателя. Для создания интересного оформления рекомендуем следовать принципам ландшафтного дизайна, но они не «должны руководить» проектом. Креатив и творчество всегда приветствуются.

Принципы ландшафтного дизайна
• Единство должно быть одной из главных целей Вашего проекта. Единство может быть лучше понято и выражено в совместимости и повторении. Повторяя подобные элементы (растения, группы растений или украшения), мы создаем единство. Совместимость создает чувство единения, когда некоторые или даже все элементы пейзажа сочетаются вместе и создают впечатление целостности.
Единство может быть достигнуто сочетанием характерных особенностей элементов в проекте, таких, как высота, размер, структура, цветовая гамма и т.д.
Хорошим примером является размещение валунов, акцентирующих на себе внимание. Если Вы когда-либо видели ландшафт, где большой белый круглый камень расположен здесь, валун красного гранита в форме квадрата — там и так далее, то Вы могли заметить, что этим специфическим элементом не было создано особого единства.
Это только один пример, но принцип относится ко всем другим элементам дизайна, таким как группы цветов, например.
Простой способ создать единство на Вашем участке – объединить элементы пейзажа одной темой. И один из самых доступных способов создать тему — это использование каких-либо декораций для сада. Создать тематический сад легче, когда тема связана с тем, что Вам нравится и интересно.
Если Вам, например, нравятся бабочки, Вы можете создать тему, используя растения, которые привлекают бабочек, а также поставив статуи, украшения или любой другой декор, который связан с бабочками.
Единство может быть выражено преобладанием одного элемента в Вашем пейзаже. Гармонию создает использование элементов, выдержанных в одном стиле и тематике.
• Простота — фактически один из главных принципов дизайна и искусства. Это один из руководящих принципов, которому Вы можете следовать и пока делаете первые шаги как новичок, и когда будете создавать свой сад сами. Просто для начала ничего не усложняйте. Вы можете сделать это позднее.
Простота в посадке, например, означает, что нужно выбрать два или три цвета и повторять их всюду в саду или в дворике. Украшение фигурками по-минимуму и в пределах определенной темы, так же отвечает принципу простоты, как и последовательное распределение малых архитектурных форм, таких как валуны.
• Баланс также подразумевается словом «дизайн». Смыслом баланса является равновесие. Есть в основном два типа баланса в ландшафтном дизайне: симметричный и асимметричный.
Симметричный баланс — это когда соответствующие элементы дизайна сада располагаются более или менее одинаково. В симметричном саду обе стороны могут повторять полностью или частично одинаковые очертания, формы, высоту растений, группы растений, цветов, формы клумб, темы и т.д.
Вспомните, как Вы создавали нечто подобное, когда были ребенком, на уроке рисования в школе. Вы берете листок бумаги, размазываете по нему краску, складываете его пополам, раскрываете, и видите, как волшебным образом создается интересный симметричный рисунок. Так симметричный баланс или дизайн — это своего рода зеркальное отражение.
Асимметричный баланс, с другой стороны — немного более сложный принцип ландшафтного дизайна. В то время как структура, форма, цвет и т.д. могут оставаться постоянными, чтобы создать некоторое единство, валуны разных очертаний могут быть разбросаны случайным образом. Эта форма баланса часто предполагает различные темы отдельных частей сада. Все темы равноправны, но имеют различные типы привлекательности.
Асимметричный баланс фактически выведен из равновесия, абстрактен или имеет свободную форму, но все же создаёт единство и равновесие при помощи повторения некоторых элементов.
Вот хороший пример: формы клумб или тропинок различны с обеих сторон от разделительной линии пейзажа, но все же используются некоторые повторяющиеся элементы и растения. Одна сторона может быть изогнутой волнами, в то время как другая сторона — прямая, ровная, жесткая и полностью противоположна первой. Но опять же, единение и баланс будут созданы другими элементами. Этот тип формы может создать приятный контраст. Плавные линии приятны для глаз, но смелый контраст изгиба и прямой линии может выглядеть очень интересно.
Асимметричный баланс не зависит от формы Вашего сада. Эта зависимость, конечно, может быть, но не обязательно.
Как пример можно взять сад, где одна сторона – это, главным образом, большие тенистые деревья, в то время как на другой стороне — преимущественно низкорослый цветник, или же объединение обеих форм. Как я подчеркивал ранее, ландшафт может быть абстрактным, но все же должен поддерживать единство через какие-то элементы, будь то камни, растения или декор.
Контраст и гармония могут быть достигнуты при помощи растений. Тонкая листва против более грубой, круглые или остроконечные листья, цветовые дополнения и контрасты.
Высота растений, цвет и структура могут отличаться на разных участках, но каждый участок должен быть объединён своей собственной темой.
Вы, наверное, заметили, что я много говорю о «темах». Многие мои клиенты создали сами успешные проекты, придерживаясь основной темы и большинства принципов ландшафтного дизайна, описанных на этой странице. Надлежащий подбор растений или декора для сада является простым способом создания определенной темы.
• Цвет добавляет привлекательность пейзажу и может менять ощущение действительности. Яркие цвета, такие как красный, желтый и оранжевый кажутся ближе к Вам и могут фактически заставить объект казаться ближе. Прохладные цвета, такие как зеленый, голубой и пастельные цвета кажутся дальше от Вас, и объект может казаться более далеким.
Серый, черный и белый считаются нейтральными цветами и лучше всего их использовать на заднем плане, тогда как на переднем — яркие цветы. Однако чтобы увеличить глубину пейзажа, Вы можете использовать темные и грубые по своей текстуре растения на переднем плане, а растения с более тонкой структурой и нежных цветов — на заднем плане.
Цвета могут также использоваться для привлечения внимания к определенной области сада. Яркое растение среди более прохладных оттенков естественно притягивает взгляд.
• Естественный переход может быть применен во избежание радикальных или резких изменений в Вашем ландшафте. Переход — это в основном постепенное изменение. Переход можно передать высотой растения или его цветом. Но переход также может быть применен ко всем элементам в пейзаже, включая структуру, форму, размер листвы, но не ограничиваясь ею, а обращая внимание также на размер и форму других элементов. Другими словами, переход может быть достигнут постепенными подъемами и спусками различных элементов с разнообразной структурой, формой, цветом и размерами.
Примером хорошего перехода будет «эффект лесенки» — переход от больших деревьев к средним, затем к кустам и, наконец, к цветам. Для создания такого перехода требуется немного знаний о правильном выборе растений.
Переход — один из принципов ландшафтного дизайна, который может использоваться для «создания иллюзий» в пейзаже. Например, переход от более высоких растений к более низким может придать эффект глубины и расстояния (как в живописи), заставляя сад казаться больше, чем он есть в действительности. Переход от низких к более высоким растениям может использоваться для создания фокуса, чтобы заставить что-то выделиться и казаться ближе, чем на самом деле.
• Линия структурирует ландшафтный дизайн. Это может главным образом быть связано с расположением клумб, тропинок и лестничных площадок.
Прямые линии смотрятся строго и угловато, в то время как изогнутые линии производят более естественный, нежный и плавный эффект.
• Пропорция — это отношение размеров элементов друг к другу. Из всех принципов ландшафтного дизайна этот самый очевидный, но все же требует немного размышлений и планирования. Большинство элементов в ландшафтном дизайне могут быть заранее запланированы, чтобы сад принял надлежащие пропорции.
Например, если Вы создаете маленький сад во внутреннем дворике, огромная двухметровая статуя, помещенная в центр, будет смотреться непропорционально и немного нелепо. Или наоборот, маленький водопад с водоемом, помещенный в центре большого открытого двора, может потеряться в пространстве.
Не поймите меня неправильно. Это не означает, что, если у Вас большой сад, то Вы не можете разместить в нем маленькие статуэтки или другие какие-нибудь конструкции. Пропорция относительна, и элементы могут быть разного размера и располагаться в различных частях сада. Цель состоит в том, чтобы создать приятное соотношение среди трех измерений — длины, ширины и глубины или высоты.
Маленький фонтан или водоем может смотреться пропорционально, если поместить его в углу или на краю большого участка. Он становится фокусной точкой большого участка, создавая свою собственную особую атмосферу. Около этого водоема может быть размещена небольшая беседка, скамейка или создана целая тема. Другие пространства и темы могут быть созданы таким же образом. Кроме того, надо специально учитывать и уделять должное внимание правильному выбору растений, чтобы избежать непропорциональности растений.
• Повторение непосредственно связано с единством. Хорошо иметь разнообразие элементов и форм в саду, но и повторение одних и тех же элементов дает возможность разнообразия.
Единство достигается повторением подобных элементов. Если в саду слишком много несвязанных объектов, он может казаться загроможденным и незапланированным.
Но здесь есть одна тонкость: изобилие одного элемента может сделать Ваш сад или двор неинтересным, скучным и монотонным.
Но все же, единство может создаваться при повторении нескольких различных элементов. Это может сделать Ваш сад интересным и оригинальным

Средства ландшафтной композиции

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива….

Законы композиции в ландшафтном дизайне

  • Компания
    • Контакты
    • Вакансии в Москве
      • Секретарь / специалист по работе с клиентами
      • Специалист по строительству водоемов
      • Альпинист
      • Садовник
      • Разнорабочий
    • Вакансии в Санкт-Петербурге
      • Лесопатолог
    • Для коммерческих предложений
    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Поиск по сайту
    • Наши партнеры
    • Блог компании
  • Портфолио
    • Фото ландшафтного дизайна
  • Ландшафтный дизайн
    • Ландшафтное проектирование
    • Ландшафтный дизайн на лесных участках
      • Задернение почв на лесном участке. Что можно использовать вместо газона?
      • Деревья для лесного ландшафтного дизайна
      • Растения для ландшафтного дизайна на лесном участке
      • Как организовать плодовый сад на лесном участке
    • Ландшафтный дизайн участка на склоне
    • Озеленение территории
      • Вертикальное озеленение
        • Клематисы в ландшафтном дизайне
        • Вьющиеся растения для благоустройства загородного участка
      • Цветники и миксбордеры
        • Розы в ландшафтном дизайне
        • Цветники из низкорослых растений
      • Живые изгороди
      • Посадка крупномеров
        • Посадка кедров
        • Посадка крупномеров плодовых деревьев
        • Посадка сосен
      • Устройство плодовых садов
      • Городское озеленение
      • Декоративные кустарники
        • Можжевельники в ландшафтном дизайне
      • Деревья для ландшафтного дизайна
      • Хвойные в ландшафтном дизайне и озеленении
        • Декоративные группы из хвойных растений
      • Почвопокровные растения
      • Растения в тени сада
    • Газоны
      • Газон на лесном участке
      • Устройство посевного газона
      • Газоны на крыше, озеленение крыш.
    • Дорожки и площадки
      • Клинкерное мощение. Садовые дорожки и площадки из клинкера
        • Отмостки из клинкерного кирпича. Свойства и технология укладки.
    • Альпинарии и рокарии
      • Каменистые сады
      • Очиток для альпинария
    • Водоемы и фонтаны
    • Малые архитектурные формы
      • Деревянные арки для сада
    • Подпорные стенки
    • Автоматический полив
    • Дренаж
    • Художественная ковка
      • Элементы художественной ковки
    • Спортивные площадки
    • Освещение
    • Определитель древесных растений
      • Липа
      • Вяз
      • Калина
      • Виноград
      • Вейгела
      • Рябина
      • Таволга (спирея)
  • Уход за садом
    • Уход за газонами
      • Ремонт рулонного газона
      • Уход за газоном весной
      • Стрижка газона
      • Уход за молодым газоном
      • Борьба с сорняками на газоне
      • Уход за рулонным газоном
    • Очистка водоемов
    • Обрезка плодовых деревьев. Обрезка сада весной.
    • Стрижка живых изгородей
    • Борьба с короедом. Лечение и защита деревьев от короеда.
      • Причины формирования очагов короеда-типографа
      • Безопасные биологические средства против вредителей растений
        • Антиферомоны против короеда и усача
      • Препарат «Клипер» — инсектицид
        • Клипер — яд от короеда
      • Обработки от короеда — какие деревья еще можно спасти?
      • Как избавиться от короеда без вреда?
      • Какие симптомы указывают на то, что в дереве поселился короед?
      • Способы обработки от жуков-короедов
      • Жук короед-типограф. Интересные факты о жизни жука.
      • Средства — инсектициды для инъекций от короеда
    • Вредители и болезни
      • Вредители ели
        • Почему из дерева сыплется труха
      • Вредители сосны
        • Желтая хвоя на соснах
      • Вредители вяза
      • Вредители яблонь
      • Болезни сосен
      • Вредители дуба
      • Борьба с комарами на участке
        • Обработка от комаров горячим туманом
        • Как уничтожить комаров навсегда?
        • Обработка территории от комаров. Какой метод лучше?
      • Борьба с кротами
      • Заболевания газонов. Обработка газонов от болезней.
        • Круги на газоне
      • Заболевания плодовых деревьев
      • Вредители каштана
        • Каштановая моль. Меры борьбы.
      • Болезни вязов. Причина усыхания листьев и ветвей.
      • Болезни берез
      • Болезни пихты
    • Лечение деревьев
      • Лечение деревьев при помощи инъекций
      • Лечение дупел
      • Обработка деревьев и кустарников от болезней и вредителей
      • Хвойные деревья: болезни и лечение
        • Деформация хвои и побегов сосны
        • Пожелтение хвои туи – причины и методы лечения.
        • Белый налет на хвое. Борьба с хермесом.
      • Химические средства против вредителей деревьев
      • Борьба с вредителями деревьев
    • Удаление деревьев
    • Стяжка и закрепление аварийных деревьев
      • Выпрямление деревьев
    • Подготовка сада к зиме
      • Осенние работы на лесном участке
    • Обработка сада
      • Обработка методом горячего и холодного тумана
      • Обработка от клещей
      • Обработка от мошек
      • Обработка от шершней
    • Уход за растениями весной. Весенняя подкормка сада.
      • Обработка сада ранней весной и после цветения
    • Минеральные удобрения для сада
      • Азотные удобрения
        • Сульфат аммония (сернокислый аммоний)
        • Аммиачная селитра (нитрат аммония)
        • Мочевина (карбамид)
        • Натриевая и кальциевая селитра (нитраты натрия и кальция)
        • Жидкие азотные удобрения — аммиакаты, водный аммиак, мочевино-формальдегидные удобрения
    • Услуги агронома
    • Услуги лесопатолога
  • Цены
    • Оформить заказ на услуги
  • Контакты

ЛЕКЦИЯ — ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ И КОМПОЗИЦИЙ

План лекции:

1. Основные стили цветочных композиций.

2. Законы и принципы цветочной аранжировки.

3. Цветовые решения в композиции.

1. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ЦВЕТОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

В цветочном дизайне, как и в других областях искусства, существуют различные стили. Каждый из них зародился в определенную историческую эпоху.

В цветочном дизайне под стилем понимается комплекс отличительных особенностей композиции, выражающийся в применении особых, характерных только данному стилю приемов и подбором соответствующего растительного и вспомогательного материала.

В западном мире большую часть композиций создают либо в «массивном», либо в «линейно-массивном» стиле. В настоящее время существует тенденция к созданию более простых, не столь формализованных композиций нестандартной формы. Фитодизайнеры также вырабатывают свои особые стили, по которым можно безошибочно определить автора произведения. Такие произведения, отличающиеся новизной и смелым воплощением идей дизайнера, называют креативной флористикой.

Основные стили цветочных композиций:

· «Массивный» стиль

· «Линейный» стиль

· «Линейно-массивный» стиль

· «Смешанный » стиль

□ МАССИВНЫЙ СТИЛЬ – в пределах границ композиции нет

свободного места.

□ Букет в вазе – используют для оформления праздничного стола, интерьера, сцены, а также преподносят в подарок. Букеты бывают односторонние, многосторонние, разных размеров и форм: прямоугольная, треугольная, овальная, круглая.

□ Бидермейер – цветочная композиция, имеющая куполообразную или плоскую форму, помещенная в невысокий сосуд. Цветы с небольшими круглыми головками устанавливают кругами (4-5 кругов) вокруг центрального цветка. Композиция заключается в манжетку из листьев или декоративных элементов. Используют для украшения стола.

□ Традиционная массивная композиция – может быть разная по размеру (например, украшать обеденный стол или фойе отеля) и форме (овальная, веерообразная, треугольная). При помощи линейного растительного материала задают вертикальную ось, затем добавляют цветы, составляющие основной материал. Наконец, добавляют наполнители, которые заполняют все пространство, очерченное линейным материалом. Используется крепеж: флористическая губка или мятая проволока.

□ Византийский конус – для его создания используют сухие или искусственные цветы, которые закрепляют в коричневую флористическую губку. Сначала располагают листья и веточки, а затем плоды, цветы, ягоды и различные аксессуары. В наши дни византийский конус уместен не всегда. Хорошо выглядит в просторном, строгом помещении. В доме или квартире может служить украшением рождественских праздников.

□ ЛИНЕЙНЫЙ СТИЛЬ — в композиции присутствует свободное пространство в пределах ее контура, все или большая часть растений относятся к линейному растительному материалу.

Скромное использование растительного материала, закрепленного на кензане, основная отличительная черта этого стиля. Отличие линейного стиля от массивного заключается в следующем:

— каждый элемент линейной композиции имеет свое значение,

— общее впечатление от композиции зависит от замысла и связи между аранжировочным материалом.

□ Вертикальная композиция – отличается строгостью в геометрическом построении. Имеет три составных части:

— центр композиции – вертикальная ось (ветки с листвой, цветки на высоких стеблях);

— у основания помещают листья на коротких черешках, которые прикрывают крепеж;

— один или несколько фокусных цветков, расположенных вдоль осевой линии или ближе к основанию (гербера, лилия);

— дополнительный материал-наполнитель отсутствует.

□ Свободный стиль – ассиметричная, лаконичная композиция, не имеет строгих контуров, нет определенных правил составления таких композиций. При создании композиций в этом стиле используют:

— контрастные цвета;

— эффектные яркие цветы;

— материал-наполнитель между элементами.

Линейный растительный материал не прикрывают зеленью и цветами.

□ Икебана – цветочная композиция в японском стиле. Богата символикой. Состоит из трех элементов разной высоты, имеющих символическое значение:

●»Син» — небо (в некоторых школах — истина, справедливость) — самый высокий стебель;

■»Соэ» — человек (поддержка, помощь) – средний стебель;

▲»Хикае» — земля (тело) – самый короткий стебель.

Каждый элемент может иметь «помощников» (они называются дзюси или асираи).

Элементы располагаются под разным углом по особым правилам. Используют для украшения интерьера, дома и офиса.

Стиль «Рикка» — возник в VI в. Признак стиля: все растения выходят из воды (из сосуда) в виде одного стебля. Больших размеров – высота более 1,5 м, а ширина – около 1 м.

Стиль «Нагэирэ» — Возник в XV в. Буквально слово «нагэирэ» переводится как «расстановка цветов в вазе так, как будто они не сорваны, а еще растут». Композиция производит впечатление естественности и воздушности.

Стиль «Сейка» (Шока, шэйка, сека) – сформировался на рубеже XVIII и XIX вв. В стиле гармонично соединились строгие правила рикки и естественность нагэирэ.

Стиль «Морибана» — создан в начале ХХ в. Композиции в стиле морибана не подчиняются строгим правилам, их размещают в плошке и закрепляют в наколке. В этом стиле создают пейзажные композиции или демонстрируют крупные, яркие цветы.

□ Абстрактная композиция – нестрогая, причудливая по форме. Используют живой и сухой растительный материал, который часто подкрашивают. Хорошо выглядит при оформлении современных интерьеров.

□ ЛИНЕЙНО-МАССИВНЫЙ СТИЛЬ – объединяет в себе массивный (западный) и линейный (восточный) стили.

□ Симметричный треугольник – композиция очень популярна, создает впечатление прочности и сбалансированности.

□ Ассиметричный треугольник – композиция эффектная, изящная благодаря яркой фокусной точке у основания. Хорошо вписывается в интерьер.

□ Линия Хогарта («линия красоты») — динамичная, запоминающаяся композиция. S-образно изогнутые ветки закрепляют во флористической губке у основания высокой вазы. Используют для украшения торжеств, салонов, парикмахерских.

□ Полумесяц – композиция размещается на флористической губке. Композиции уместны на торжествах.

□ Обратный полумесяц – используется для украшения обеденного стола, В такие композиции часто помещают свечи. Вертикальный растительный материал короткий, а горизонтальный направлен вниз и выполняется из мягких более длинных стеблей (плющ, аспарагус). Можно установить на пьедестале, что придаст торжественную обстановку.

□ Горизонтальная композиция – похожа на композицию «обратный полумесяц», но нижняя ее часть выполняется не из мягкого, а из жесткого растительного материала (гладиолусы, самшит, роза, гвоздика). Для украшения обеденного стола.

□ Веер – крупные композиции с эффектными осями, которые располагаются в виде веера. Композиция может украсить прихожую, расположиться у камина или на пьедестале.

□ Композиция в неформальном стиле – очертания композиции несимметричны; фокусная точка располагается в любом месте аранжировки; способ выражения замысла – свободный. Располагают в современном интерьере.

□ СМЕШАННЫЙ СТИЛЬ — композиция может содержать 2-3 вышеописанных стиля.

□ Параллельная композиция – располагается в невысоком сосуде, растения закрепляют во флористической губке. Несколько групп стеблей закрепляют вертикально и параллельно друг другу. Хорошо выглядят композиции в фойе, в приемных.

□ Миниатюрная композиция – размер ее не более 23 см. Прекрасный подарок на любой праздник

□ Пейзажная композиция – изображает «кусочек природы». Сегодня это направление развивается под воздействием икебаны. Для аранжировок в этом стиле характерны чистота линий, ассиметрия, природные формы, использование ракушек, коряг, камней.

□ Величественная композиция – ей украшают дворцы, соборы, общественные здания.

□ Венок – настольное и настенное украшение. Все элементы на венке располагают по часовой стрелке. Венки очень популярны в Рождество.

□ Гирлянда – композиция в массивном стиле. Ею обвивают колонны, перила, развешивают в проемах арок, дверей, создавая праздничную обстановку.

□ Пот-э флер – контейнер, в который высаживают несколько видов комнатных растений. Между горшками вставляют флористическую губку, в которую крепят живые цветы.

□ Декоративное дерево – изобретение XX века. Обычно его делают из сухих и искусственных цветов.

ВЫВОДЫ

Стили европейской аранжировки:

— декоративный, или так называемый европейский букет. Характеризуется разнообразным цветочным и декоративным материалом, соответствует геометрическим формам (кругу, шару, пирамиде и т. д.);

— вегетативный. Предполагает использование растений в их природном состоянии. Они должны произрастать в одной географической зоне;

— линейно-графический. Возник под влиянием японской аранжировки и отражает гармонию линий и форм;

— параллельный. Соблюдает параллельную постановку цветочного материала.

Новые тенденции – экспериментальные, абстрактные композиции, которые отражают богатство фантазии современных флористов-дизайнеров.

Японские принципы аранжировки основаны на многовековой истории, традициях и религии:

— взаимосвязь икебаны с другими видами искусств;

— основные направления японской аранжировки (стиль «Рикка», «Нагэирэ», «Сэйка», «Морибана»).

2. ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ЦВЕТОЧНОЙ АРАНЖИРОВКИ.

Законы, по которым принято строить цветочные композиции, основываются на всеобщей теории пропорциональности.

ПРОПОРЦИИ.

Пропорциональность отражает соотношение размеров отдельных элементов композиции. Выбрать гармоничное соотношение размеров растений (их высоту) можно с помощью классического принципа «золотого сечения», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве.

Правило пропорционального сечения впервые открыли древние греки, взяв за основу соотношение частей тела человека (греческого атлета с развитой мускулатурой). Размеры греческих храмов соответствуют таким пропорциональным измерениям. Эту закономерность используют в строительстве домов, храмов, в искусстве составления цветочных букетов и по сей день.

Правило пропорционального сечения означает, что меньшая часть относится к большей части так, как большая часть относится к целому.

Итак:

A : B = D : C,

Где A — меньшая часть

B — большая часть

C — целое, т. е. A + B.

В цифровом выражении это выглядит таким образом:

2 : 3 = 3 : 5; 3 : 5 = 5 : 8; 5 : 8 = 8 : 13.

Если мы выстроим ряд чисел, начинающийся цифрами 1 и 2, каждый новый член которого будет суммой двух предыдущих, то получим такие числа, в которых идущие друг за другом члены соответствуют правилам пропорционального сечения: 1-2-3-5-8-13-21-34-55-89-и т. д.

Наше чувство пропорции определяется формой вазы, цветом, материалом, из которого она изготовлена, формой цветов, способом и стилем составления букета. Рассмотрим несколько примеров.

Согласно этому правилу цветы, поставленные в высокую вазу должны быть в 1,5 раза выше ее ширины. Растения со светлыми цветами и букеты из сухих цветов всегда должны быть выше вазы в 2-3 раза.

В отношении широких низких ваз действуют те же пропорции, только за основу следует брать диаметр блюда, а не высоту. Если блюдо глубокое, то во внимание берется и его глубина, в этом случае высоту букета может быть в 3 раза больше, чем блюдо.

При изготовлении венков, имеющих пустоту (европейская форма венка, где посередине есть внутренний круг), основа венка должна превышать размер внутреннего круга в 1,6-2 раза. Таким образом, диаметр внутреннего круга и толщина венка будут приблизительно одинаковы. Можно немного отклониться от заданных пропорций, так как поверхность светлого цвета оптически увеличивается, а материал темного цвета уменьшает пропорции венка. Если основа венка слишком велика относительно внутреннего круга, то венок кажется толстым. Если намного тоньше, то венок становится больше похожим на бусы. Используемые при украшении венков цветы и другие материалы являются всего лишь дополнением, придающим акцент композиции, поэтому их размеры должны быть пропорциональными относительно венка (не более и не выше 1/3 основы венка).

При изготовлении букета его перевязывание должно осуществляться где-то на 1/3 высоты стебля (2/3 букета останутся над связкой, а стебли (1,3 часть) будут поставлены в вазу). При перевязывании траурных букетов более крупная часть, украшенная цветами, должна превосходить в два раза часть, расположенную под связкой.

При составлении линейных или других смелых композиций правилу пропорционального сечения зачастую не следуют.

ФОН.

Даже при соблюдении пропорций композиция может не сочетаться с фоном или обстановкой, в которой она находится. Имеет значение фактура стен: пестрые обои – плохой фон для одностороннего букета, также как белая или кремового цвета стена — для аранжировки, в которой много бледных цветов.

В условиях выставки термин «фон» имеет другое значение: он обозначает непосредственное окружение аранжировки, которое нужно оформить так, чтобы аранжировка выглядела наиболее эффектно.

ТЕКСТУРА.

Растения имеют разную текстуру – глянцевую, бархатистую, пушистую, матовую, с колючками и т. д. Блестящий цветок выглядит более ярким рядом с матовой зеленью, блестящие листья в композиции при сильном освещении заставляют ее всю искриться. Разные текстуры растений позволяют избежать однообразия, хотя применительно к аранжировкам в «массивном» и «линейно-массивном» стиле это последнее из требований, которым призвана отвечать удачная композиция.

СИММЕТРИЯ, АССИМЕТРИЯ.

Это два закона аранжировки, которые взаимоисключают друг друга. Композиция может быть симметричной или ассиметричной, третьего не дано.

Симметричные композиции.

Ось композиции – воображаемая вспомогательная линия – должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии. Основной мотив должен находиться на этой вспомогательной линии.

Симметрия может быть осевой или центральной:

— композиции, симметричные относительно центра, представлены круглыми букетами и цветочными блюдами, основами под венки (у формы правильного круга есть одна точка симметрии и бесконечное количество симметричных линий);

— у композиций с осевой симметрией в среднем можно встретить 1 или 2 симметрические оси (к ним относятся удлиненные цветочные блюда и траурные венки).

Симметричная композиция понятная, ясная, строгая. Вызывает ощущение замкнутости, спокойствия, достоинства, торжества. Подходит для торжественного и официального мероприятия, украшения церковного праздника.

Ассиметричные композиции.

Ассиметрия означает отсутствие одинаковых размеров. Ассиметричные формы кажутся естественными и дают большой простор для фантазии флориста.

Выполнять ассиметричную композицию сложнее, чем симметричную.

Основная фигура ассиметрии – это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива.

Ассиметричная композиция более разнообразна и привлекательна, ее еще называют «свободной». Очень важно при ее составлении соблюдать ритм и принцип равновесия.

Впечатление свободное, легкое, непринужденное, чувствуется движение.

Применение: для жизнерадостного, романтичного или веселого повода.

ОБЪЕМНОСТЬ.

Важным принципом в составлении композиции является объемность.

В любой аранжировке из цветов должны четко просматриваться высота, ширина и глубина. Скучен и непривлекателен букет, в котором головки цветов располагаются в одной плоскости. В нем виден только первый ряд растений. Живее и свободнее выглядят цветы, расположенные на разной высоте, что делает букет объемным.

Однако, нельзя допускать бессистемного расположения красочных пятен в букете, так как пестрота нарушает наиболее ценные элементы цветочной аранжировки – ритм и равновесие.

РИТМ.

С этим словом мы чаще встречаемся в музыке и литературе, где ритм означает пульсацию слов и звуков, их колебание, правильный повтор определенных элементов. В искусстве составления букетов мы также встречаемся с такими композициями, в которых элементы располагаются в правильном порядке.

В цветочных композициях ритм означает правильное чередование акцентированных и неакцентированных элементов.

Акцентированным элементом может быть более крупный цветок или композиция яркого цвета. Неакцентированным элементом может стать цветок или композиция меньшего размера и приглушенного цвета. Работы, выполненные из похожих элементов, делают композицию не такой однообразной.

Хорошо прослеживается ритмичность длинных композиций: венков, сплетенных по кругу, гирлянд, круглых букетов.

В симметричных композициях ритм менее заметен, а в ассиметричных – более выражен.

РАВНОВЕСИЕ.

В симметричных композициях присутствует точка симметрии, в ассиметричных композициях – центр тяжести.

Центр тяжести по законам физики – такая точка, на которой предмет всегда остается в состоянии равновесия.

Равновесие зависит:

-от расположения основных масс композиции;

— от организации композиционного центра;

— от пропорций;

— от цветовых и фактурных соотношений.

Работа может быть уравновешена при помощи:

— правильного подбора материала;

— соблюдения пропорций;

— распределения акцентов и главных элементов композиции.

Цветовая гамма также влияет на равновесие и визуально смещает центр тяжести. Нельзя темные цветы помещать над белыми, так как они кажутся тяжелее и сводят работу на нет. Нельзя крупные цветы размещать верхней части композиции, тем самым ее утяжеляя.

Центр тяжести можно подготовить при помощи:

— формы: в центр тяжести помещают цветы круглой собранной формы движения;

— количества: в центр тяжести размещаем большее количество цветов;

— величины: в центр тяжести ставим самый крупный цветок;

-цвета: в центре тяжести должны доминировать темные, теплые и живые цвета.

Для флориста очень важно знать расположение центра тяжести, смещенного в сторону. Если центр тяжести значительно смещен в сторону, то композиция кажется зрителю «неустойчивой» и даже может опрокинуться. Чтобы добиться равновесия в композиции, необходимо дополнить выдвинутые в сторону элементы (линией ветки, корягой, плотным листом).

КОНТРАСТ ФОРМ.

Если работа флориста невыразительная, монотонная и скучная, зрители равнодушно проходят мимо нее, но если элементы композиции несут какой-то тайный смысл, интригу, их это завораживает. Тогда композиция превращается в театр цветов, где каждый цветок, стебель, ветка является актером и играет свою собственную роль. Цветочные композиции интересны и сложны тем, что со временем они способны меняться (цветы вянут, бутоны распускаются). При этом формы меняются и порой становятся прямо противоположными изначальным (например, роза в бутоне и в стадии распускания).

КОНТРАСТ ОЗНАЧАЕТ ПРОТИВОРЕЧИЕ, где два или большее количество элементов усиливают смысл композиции своим противостоянием, увеличивают внутреннее напряжение.

Контраст форм, цвета и фактуры дает возможность быстрого раскрытия темы, информации, сюжета. Для того, чтобы контраст «заработал» как средство гармонизации, нужно составить им пару – тогда появится возможность для сравнения:

— различные размеры (растения с крупными и мелкими цветками);

— различные основные формы (круг, треугольник, четырехугольник);

— различные формы характера (управляющая, благородная, зрелищная, простая);

— различные формы движения (устремленная кверху, распадающаяся, собранная, наклоненная, игривая, ломкая);

— различные геометрические линии (прямая, изогнутая, вертикальная, горизонтальная, диагональная).

При выполнении композиции необходимо помнить, что большое количество контрастов может вносить в нее хаос, она перестает цельно восприниматься зрителем, гармония нарушается. Необходимо чувство меры!

ДИНАМИЧНОСТЬ.

С принципами объемности, ритма, равновесия, пропорции очень тесно связан принцип динамичности.

В композиции любой цветок, ветка, лист должны создавать впечатление движения, стремительности. Застывшие аранжировки не интересны.

Приемы, с помощью которых можно придать композиции динамичность:

1. Разные по размеру цветы располагают на разных уровнях.

2. Подбирают зелень разного размера и форм.

3. Используют цветы в разных стадиях развития.

4. Помещают цветы как внутри массы зелени, так и на ее фоне.

5. Используют изогнутые стебли.

6. Прикрывают зеленью все или часть высоких стеблей.

3. ЦВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Цвет используют:

· В производственной сфере как средство оптимизации производства – для повышения производительности труда, ослабления чувства усталости.

· В медицине – как средство психотерапии – успокаивающее, создающее оптимистическое настроение и способствующее выздоровлению.

· При оформлении зоны отдыха, интерьеров помещений фитодизайнеры с помощью цвета создают необходимую обстановку: для динамичного, активного отдыха используют контрастные, яркие сочетания, а для тихого, спокойного – мягкие, нежные оттенки.

При аранжировке цветов необходимо учитывать цвет и правильно использовать его как выразительное средство.

Классификация цветовых оттенков.

Цвета разделяют на две группы: ахроматические (белый, черный и серый); хроматические (окрашенные).

Ахроматические цвета нейтральны по своему воздействию, создают контраст с любым цветом и участвуют в создании гармонии цветовой композиции.

Хроматические цвета – окрашенные цвета могут быть представлены в виде цветовых кругов. Художники, например, пользуются цветовой палитрой Оствальда, состоящей из 8 основных цветов и 24 оттенков.

Также используется более упрощенная цветовая палитра Йоганнеса Иттена, которая состоит из 6 основных цветов радужного спектра (без учета оттенков).

В фитодизайне пользуются колориметрическим кругом, состоящим из 6, 12 или 24 секторов.

Рассмотрим 6-секторный колориметрический круг (Схема цветового круга).

Цвета подразделяются на:

· чистые цвета первого порядка: красный, желтый, синий (их нельзя получить смешением других цветов);

· цвета второго порядка: оранжевый, зеленый, фиолетовый (их получают, комбинируя цвета первого порядка);

· цвета третьего порядка: промежуточные между цветами высших порядков (сине-зеленый и др.).

Ахроматические цвета (белый, черный, серый) в цветовом круге отсутствуют, но они играют важнейшую роль:

● белый цвет «разбеливает», осветляет, «веселит» любой другой;

● черный цвет затемняет любой хроматический цвет, делает его более мрачным, торжественным.

По психологическому воздействию цвета делятся на 2 группы: теплые и холодные:

Теплые цвета – красный, оранжевый, желтый вызывают ощущение тепла, ассоциируются с активностью, доминантностью; используются для создания центра в цветочных композициях.

Холодные цвета – зеленый, синий, фиолетовый вызывают ощущение холода, ассоциируются с пассивностью, подчиненностью; используются для создания фона в цветочных композициях.

Цветовой контраст.

■ Контрастными гармоничными сочетаниями являются цвета расположенные друг против друга: синий – оранжевый, красный – зеленый, желтый – фиолетовый. Допустимы сочетания секторов через один. Дисгармоничным в данном колориметрическом круге считается сочетание окраски соседних секторов. Изысканным считается сочетание разных оттенков одного цвета.

■ Цветовой контраст света и тени. Для того, чтобы передать свет или тень, используют, главным образом, белый или черный цвет. Если между ними находится серый, он ослабляет цвета, делает их более спокойными.

В искусстве стран Восточной Азии и в европейском барокко (китайская и японская живопись тушью, полотна Рембрандта) часто используется контраст света и тени.

■ Контраст цветовой температуры. Из основных цветов самым теплым является оранжевый, самым холодным – синий; на противоположных полюсах находятся красно-оранжевый и сине-зеленый.

Наши ощущения от цветового контраста зависят от того, из каких оттенков он составлен: мы ощущаем тепло, если контраст состоит из более теплых цветовых оттенков; мы ощущаем холод, если цветовые оттенки более холодные. Так, фиолетовый цвет будет казаться теплым на фоне более холодных цветов и холодным на фоне теплых цветов.

■ Комплементарный цветовой контраст. В цветовом круге эти цвета являются противолежащими, они обладают цветовым и температурно-цветовым контрастом, всегда состоят из одного цвета 1-го порядка и одного цвета 2-го порядка, всегда должны находиться в паре, имеют при смежном расположении наибольшую светосилу, а при смешении дают серый нейтральный цвет, взаимно уничтожаясь.

Зеленый и красный цвета комплементарны, но яркость и светосила их одинаковы, поэтому они воспринимаются нами как самая гармоничная комплементарная пара.

Желтый и фиолетовый – обладают комплементарным цветовым контрастом, а также яркостным контрастом света и тени.

Оранжевый и синий – дополняют друг друга и дают наибольший контраст цветовой температуры.

Природа предлагает примеры таких контрастов: стрелиция имеет оранжевую с синим окраску, фиалка – фиолетовую с желтым.

■ Качественный цветовой контраст. Качественным цветовым контрастом называется противопоставление насыщенных, ярких цветов приглушенным. Разбавив цветовую композицию черным и белым, мы изменим свойства составляющих ее цветовых оттенков. Контраст яркости цвета относителен: любой цвет, расположенный рядом с более светлым цветом, покажется темнее, а более темным цветом — светлее.

■ Количественный цветовой контраст. Количественный контраст определяется взаимным отношением размеров двух и более цветовых пятен (иначе говоря – это контраст пропорций). Воздействие каждого цвета характеризуется двумя составляющими: светосилой и величиной пятна.

Характеристика цветовой светосилы:

● у желтого и оранжевого – максимальные показатели;

● у красного и зеленого – одинаковая светосила;

● синий и фиолетовый обладают минимальной светосилой.

Комплементарные цвета следует использовать в таком соотношении:

Желтый – фиолетовый: 1/4 : 3/4

Оранжевый – синий: 1/3 : 2/3

Красный – зеленый: 1/2 : ½.

■ Цветовые сочетания в аранжировке цветов:

· монохроматические (используют различные оттенки одного цвета);

· аналогичные (используют два, три, четыре цвета, расположенных рядом на цветовом круге);

· контрастные (используют противоположные цвета);

· полихроматические – радужные (используют все цвета или часть цветов круга).

Символика цвета. Ассоциации.

Цвет действует также на физиологию человека, вызывая различные ассоциации, которые по своей природе можно разделить на следующие группы:

· Физические ассоциации (ощущение массы):

легкие – желтый, зеленый;

тяжелые – фиолетовый, красный;

давящие – черный, темные тона;

воздушные – белый, светлые тона.

· Пространственные ассоциации:

выступающие – светлые, теплые тона;

отступающие, глубокие – темные, холодные тона;

· Темпераментные ассоциации:

теплые, горячие – красный, оранжевый, желтый;

холодные — зеленый, синий, голубой.

· Акустические ассоциации:

громкие, звонкие – яркие, насыщенные тона;

тихие, музыкальные – светлые, приглушенные тона.

Символическое значение цветовых оттенков.

Белый: чистый, светлый, легкий цвет, праздничный, спокойный. Символизирует нравственную чистоту и моральное совершенство.

Черный: темный, тяжелый, торжественный, серьезный и мрачный. Выражает боль, траур, грусть.

Серый: нейтральный, скучный и равнодушный цвет, выражает страх, скромность.

Красный: активный, деятельный, огненный цвет. Символически обозначает жизнь, любовь, свободу, кровь, огонь, торжество. Пурпурный оттенок красного цвета выражает гордость, достоинство, представительность; символизирует власть, породистость (это цвет королей). Розовый цвет (светлые оттенки): непорочность, веселье, очарование.

Оранжевый: радость, теплота, солнце, сила, урожай, счастье, праздник. Бурый его оттенок ассоциируется с цветом земли, материальными интересами, постоянством, дружбой, домашним уютом.

Желтый: светлый, легкий, светящийся цвет, оживляет и вселяет надежду. Служит выражением оптимизма, молодости, открытости. Зеленовато-желтый цвет — символизирует ложь, ревность, зависть. Золотисто-желтый цвет – богатство и удача.

Зеленый: природный, жизненный. Освежающий цвет. Символизирует умиротворение, вечную жизнь, обновление, надежду. Бирюзовый – стремление к независимости.

Синий: прохладный, спокойный, цвет стабильности и пассивности. Выражает нежные чувства, мир, материнство. Голубой цвет – стремление к свободе, бесконечность; темно-синий – стойкость, моральные устои.

Фиолетовый: глубокий, тяжелый, серьезный, наводящий на размышления, праздничный цвет. Символ веры и мистики, величия и достоинства, роскоши.

Биологические законы.

Биологические законы соблюдаются не во всякой композиции, а только при определенных условиях и для определенных стилей.

Биологические законы – это закон требований, закон стойкости, закон местности, закон времени года.

■ Закон требований. Для создания цветочной композиции в широком блюде надо подбирать растения с одинаковыми требованиями к условиям среды. В противном случае какой-нибудь из элементов композиции будет утрачен.

■ Закон стойкости. При составлении композиции на короткий срок закон требований можно не соблюдать, но на первый план выходит закон стойкости.

■ Закон местности. При создании композиции в вегетативном (природном) стиле очень важно соблюдать закон местности, согласно которому все растений должны происходить из одной географической зоны Земли.

■ Закон времени года. Не следует забывать и о времени цветения растений. Для весенней композиции следует брать только весенние цветы, хризантемы и розы в ней абсолютно неуместны.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх