Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Хохломская роспись Семенов

Хохломская роспись. Семёнов. История промысла

Наряду со шкатулками из Палеха и Федоскино, гжельской посудой и жостовскими подносами, хохломская роспись являет нам изящество и богатство народного промысла. Хохломские предметы доступны в любом сувенирном магазине. Возьмёшь в руки яркую плошку и подумаешь – как её создавали? Из каких красок получились золотые завитки? Чем покрывают хохломские ложки и миски, чтобы сделать не только красивыми, но и практичными?

Музей “Золотая хохлома”

С хохломской росписью мы познакомились на её родине, в городке Семёнов Нижегородской области. Специально туда заехали, чтобы узнать, как создают “золотую хохлому”. Об этом нам рассказали в тамошнем музее.

Часы работы музея: ежедневно с 9 до 18. По субботам – с 9 до 13 часов. По воскресеньям – с 10 до 16 часов.
Адрес: улица Чкалова, 18.

Попробуем на наглядных примерах приобщиться к истории хохломской росписи, взглянуть как она развивалась из поколения в поколение.

Почему роспись называют хохломской, а делают в городе Семёнов?

По сей день в именовании промысла сохранилось название старинного села Хохлома Ковернинской волости Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь впервые появились деревянные предметы с удивительным узором. Хохлома была большим и богатым селом и именно сюда крестьяне из окрестных деревень привозили на продажу свои творения. Хохломские диковинки быстро завоевали рынок. Но производить и продавать расписные штуки в Семёнове оказалось экономически выгоднее. Село Хохлома затерялось в Костромской глубинке. Основанный в 1779 году город Семенов примостился под боком у богатого купеческого Нижнего Новгорода. Центр промысла переехал в Семёнов, но сохранил историческое название – хохломская роспись.

Хохломская роспись. Как начиналась?

Есть в Семёнове несколько преданий о родоначальнике промысла. Говорят, что в XVII веке после церковного раскола появились в нижегородских глухих лесах раскольники-старообрядцы. Были среди них мастера-иконописцы. Знали они один секрет. Могли обычную липовую доску сделать “драгоценной”, не используя ни капли золота. Крестьянам очень понравилась роспись старообрядцев. Они и сами кое-что умели. Старожилы этих мест славились умением мастерить деревянную посуду. Так и зародился обычай украшать самые простые и нужные вещи. Стали крестьяне украшать свою посуду росписью. В ходу у них были только три цвета: красный, чёрный, золотой. Первые рисунки не отличались сложностью.

Чашка хлебница с кортиком. Роспись “пряник” и “травка”, с.Покровское

Особым шиком у мастеров считалось вырезать посуду из дуба. Дуб – дерево твёрдое, неподатливое. Немало пота проливал резчик, вытачивая ковш из цельного куска дерева. Зато служил такой ковш нескольким поколениям. Да и мастер показывал своё умение, силу и терпение.

Хохломская диковинка

Среди повседневных предметов делали мастера и совершенно особенные. Они и избу украшали, и место не занимали даром, служили с пользой. Взгляните ни большую расписную вазу. При случае в неё цветы можно поставить. Или кваску для гостей налить.

А в обыденной жизни, стоит только перевернуть вазу вверх ногами, превращалась она в удобный табурет. Украсил вазу-табурет художник П.И.Воронин из села Ново-Покровское в 1893 году. Узор на вазе называется “переплёт”.

Хохломская роспись. Рисунок “переплёт”

Вам показалось, что “переплёт” не совсем вяжется с нашими представлениями о хохломской росписи? В конце XIX века местные мастеровые стали приглашать профессиональных художников. Они разрабатывали новые рисунки. “Переплёт” – один из таких искусственно внедрённых узоров. Но хохломская роспись его не приняла. Не понравился “переплёт” местным артельщикам и не прижился.

Мастер-резчик Антип Ермилович Ершов

У хохломских предметов всегда два создателя – резчик и художник. Были среди них выдающиеся мастера. Например, резчик Антип Ермилович Ершов. Какие шедевры создавал! И косолапого с поводырём, и ковш-утицу, и ратника на коне. Самой удивительной вещью Антипа Ермиловича считается цепь. Мастер выточил её из цельного бревна. Цепь не сохранилась, а её принцип показан на ложках.

В 30-е годы в Семёнов приезжал художник Пётр Кончаловский. Впечатлённый талантом мастера, он написал портрет А.Е.Ершова.

П.Кончаловский. Портрет А.Е.Ершова

Хохломская роспись. Секреты “золота”

Как из заготовки получить изящная вещь, которую не стыдно поставить на стол? Сначала деревянную болванку вытачивает мастер и придаёт ей нужную форму, тщательно шлифует. Заготовку в хохломском промысле называют “бельём”.

Второй этап – грунтовка. На “бельё” наносят тонкий слой очищенной глины и дают просохнуть.

Третий этап – оливенье. Поверхность покрывают слоями олифы. Олифа – варёное растительное масло, льняное или конопляное. После нанесения каждого слоя заготовка должна полностью высохнуть. Только потом её покрывают следующим слоем. Последний, четвёртый слой должен оставаться немного вязким, не до конца просохшим. Этап оливенья очень важен, он сильно влияет на качество будущей росписи.

Дальше заготовку покрывали полудой – серебром либо оловом. Наш экскурсовод держит лужёную заготовку.

Сейчас уже не используют ни олово, ни серебро, покрывают заготовку алюминиевой крошкой.

Сверху наносили узор масляными красками. Основные пигменты – киноварь (красный) и сажа. Поверх росписи наносили льняное масло и сушили в тёплой печи. Непокрытые красками части заготовки получались “золотыми”. Сочетание полуды и льняного масла давало золотой цвет.

На нижнем снимке нам показывают вазу с традиционной хохломской росписью. Чёрным цветом закрашен фон. Листья остались золотыми, непрокрашенными.

Откуда мастера Нижегородских сёл брали олово и серебро? Очевидно, что основными заказчиками хохломского промысла были монастыри. Скорее всего, они то и снабжали артели необходимым металлом. Одним из заказчиков был Троице-Сергиев монастырь.

Хохломская роспись в советское время

После 1917 года семейные мастерские и сельские артели стали государственными. Но мастера не спешили раскрывать секреты, которые узнали от отцов и дедов. Ученикам приходилось шпионить за резчиками и художниками, чтобы вызнать ту или иную тонкость.

Художественная школа в Семёнове открылась ещё в 1916 году. Выжила и выстояла благодаря стараниями Георгия Петровича Матвеева.
Мастера выпускали не столько произведения искусства, сколько утилитарные вещи. Кто не помнит журнальных столов и детских стульчиков, расписанных хохломской росписью? У нас в доме по сей день стоит такой. В музее мы подивились на хохломские лыжи. Сами такой роскоши не помним. Но экскурсовод заверила нас, что они были на потоке и с удовольствием раскупались.

Производились и единичные предметы с советской тематикой.

Не чужды мастерам оказались и мотивы из русских сказок. Узнали?

В советское время изменилась и технология производства. Изделия стали покрывать лаком.

Хохломская роспись “под фон” и “кудрина”

С течением времени в хохломской росписи выработались основные приёмы. Их три:

– Золотое травное письмо.

– Кудрина – фоновое письмо или “под фон”, самая сложная роспись. Мастер “выводит” контур и закрашивает фон чёрным, реже – красным цветом. Листья и цветы остаются незакрашенными. После обжига они приобретают золотой тон.

– Травное – верховое письмо. Художник выводит “криуль”, то есть основную линию. На неё “насаживает” элементы росписи – ягоды, листья, капли, завитки.

Золотая хохлома в XXI веке

В Семёнове сохранились старые традиции. Не боятся мастера и новых веяний. В большом зале музея выставлены работы наших современников.

На производстве давно используют не только дерево, но и стекло, фарфор, металл, кожу. Наверное, скоро научатся украшать пластик. 🙂
Чай привычнее пить из фарфора или стекла. Да и металл более подходящий материал для самовара.

Эксперименты смело проникают в художественную сферу. Кроме традиционных хохломских цветов можно видеть непривычный зелёный. Однажды на фабрике стало известно, что в Семёнов собирается народная артистка Людмила Георгиевна Зыкина. Певица очень любила ландыши. Специально для неё мастера создали сервиз “Ландыши”. Эксклюзивный цвет остался в производстве.

Поразил нас комплект “Московия”. Мастер Торопов полгода вырезал разнообразные предметы. Расписывали “Московию” 12 художниц.

Для одной из выставок изготовили трон, украшенный короной. На нём восседал Борис Николаевич Ельцин. Шахматы перед троном вырезал Торопов.

Прекрасным украшением интерьера служит декоративный камин.

Картинная рама особенно подходит для осеннего пейзажа. Золотые краски природы прекрасно сочетаются с традиционными цветами хохломской росписи.

Необычно выглядит дорожный или охотничий несессер. Казалось, что подобные вещи давно канули в Лету. Их не пускают в серию, а делают по спецзаказам. Чем не оригинальный подарок высокому начальнику? Да и послу вручить не стыдно!

В зале современных шедевров есть возможность внимательно рассмотреть роспись. Красная кудрина на чёрном фоне придаёт поверхности торжественность.

Оригинальные часы выполнены с вкраплениями зелёного цвета. Такой рисунок называется “фантазия”.

Хохломская роспись в религиозном искусстве

С 1991 года традиции хохломских вещей вернулись к своим истокам. Промысел появился благодаря иконописным традициям, к ним и вернулся. Почти 30 лет на фабрике действует иконописная мастерская.

Отличие хохломской иконы от икон других школ заключается в том, что только в Семёнове поверхность доски покрывают лаком.

Поступают на фабрику заказы на изготовление иконостасов, киотов.

Есть в музее и фирменный магазин. Не ушли и мы пустые. Показываю свои приобретения. Две миниатюрные вазочки для коллекции.

И два винных бокала в дорожную сумку.

Ежегодно в августе в Семёнове проходит фестиваль “Золотая хохома”. Его символы – творения хохломских дел мастеров – представлены в музее. Шедевры семёновцев заслуживают отдельной публикации. Добро пожаловать на наш виртуальный экскурс фестиваля.

Хохлома как традиция. История возникновения

Хохлома — это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.

Давайте-ка с ней познакомимся

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

Основы орнаментов:

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.

Иметь в доме изделие с Хохломской росписью — значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.

Спасибо,что прочитали эту статью

С уважением JulyaUlya

Хохломская роспись (Семёнов)

За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков — всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изме­нилось, когда в 1916 году при под­держке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь — художник», кото­рая впоследствии переросла в круп­ное производственное объединение «Хохломская роспись». Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили па­мятник и сохранили заложенные Мат­веевым традиции наставничества. «Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке. В 1931 году артель получила назва­ние «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году — производственно-ху­дожественного объединения. В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наиме­нований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные набо­ры для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Вся выпускаемая продукция име­ет сертификаты соответствия и гигие­нические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. Под заказ выполняются изделия с геральдикой, эмблемами, портре­тами.
На предприятии работает бо­лее полутора тысяч человек, в том числе 400 художников. Многие из них — по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творчес­кого наследия, свое видение рисунка и особый почерк. Ряд художников имеют почетное звание: «Заслужен­ный художник РФ», являются членами Союза художников России, награж­дены государственными премиями. На предприятии с 1964 года дейс­твует творческая лаборатория, где рождается новый ассортимент и уникальные высокохудожествен­ные изделия. Через лабораторию проходят подающие надежды мо­лодые мастера. Настоящими вирту­озами росписи называют художниц М. Иванову, Е. Зайцеву, О. Разумову, Н. Воронину. На их работы обращают внимание специалисты на многих российских и междуна­родных выставках. По эскизу заслуженного ху­дожника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеля­жи восьми лайнеров авиаком­пании «Бритиш Эйэрвэйз» бы­ли украшены хохломским узо­ром.
Искусство хохломы — это не только красиво выполненная рос­пись, но и умение создавать выра­зительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколь­ко труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе Традиционного способа изготов­ления хохломских изделий был разработан и усовершенствован ‘ современный технологический процесс, позволяющий достиг­нуть высокого технического уровня продукции.
В производстве используется дерево разных пород, в ос­новном — липа. Древесину сна­чала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изго­тавливают болванки, из которых вытачивают чашки, постав­ки, бочата, вазы, мат­решку, выре­зают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Пре­жде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной об­работки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широ­ких полках-«колосниках» досуши­ваются белые точеные изделия, — до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красно­вато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиня­ные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при тем­пературе 120-130 градусов. Далее — шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция — лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончатель­но и грунт не утратил вязкости, из­делия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящи­ми, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 граду­сов. Чтобы полу­чить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, ко­торое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким об­разом, серебро превращается в «золото», и распи­санные деревянные чаши и вазы стано­вятся похожими на драгоценную позо­лоченную посуду, отличающуюся осо­бенной красотой и неповторимостью. В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит тра­диционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма — расширена. Кроме черного, красного и золо­того цвета — традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и корич­невый цвета. Художники имеют возможность эк­спериментировать. Так появляются но­вые направления в хохломском искус­стве. Это миниатюр­ная хохломская рос­пись, хохломское панно с живописью, иконы. В 1993 году в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконо­писная мастерская и начато изго­товление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благосло­вение на писание икон от митрополи­та Нижегородского и Арзамасского Николая. В 1999 году иконописная мастерская предприятия ЗАО «Хох­ломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофо­ром Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижего­родской области.
Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии «Хохломская роспись» начали изготавли­вать концептуально новые изделия — панно с живопи­сью. Это авторские рабо­ты, совмещающие в себе два вида искусства: живо­пись и декоративно-прикладное искусство — хохломскую роспись. В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской мат­решки.
На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные. Детская мебель соответствует требованиям ГОСТа и является не­заменимой при обустройстве групп детских садов и детских жилых ком­нат. Также изготавливают и мебель столярную: различные виды мягких и жестких стульев для дома, офиса или кафе, а также группы обеден­ные, столы и кровати. Столярная мебель рассчитана на широкий круг покупателей.

В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. Продукция эк­спортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменис­тан, США, Канаду, Францию, Гер­манию, Англию, Японию, Испанию и другие. Для туристов на фабрике орга­низованы увлекательные экскур­сии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими масте­рами и принять участие в увлека­тельном мастер — классе по росписи матрешки. А также заказать обед по индивидуальному меню. К ва­шим услугам — просторная столо­вая или банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в «царской посуде». На фабрике есть ассортимент­ный кабинет, где с 1972 года хра­нятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка — 2 метра 67 см и полутора — метровая чаша. А также магазин, в котором по до­ступным ценам можно купить все, что производится на фабрике. Ещё одно дости­жение хохломичей — ежегодный все­российский фести­валь «Золотая Хох­лома», приехать на который в город Семёнов могут все желающие в июне.
Генеральный директор ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись» Николай Васильевич Короткое, заслуженный работник культуры РФ. Награжден орденом «За заслуги перед Отечест­вом » IV степени. В 2003 году Российский союз то­варопроизводителей присудил ему высшую экономическую премию им. А. Н. Косыгина.

Семенов

Город Семёнов или «маленький Париж» располагается в самом центре Нижегородской области. Небольшой, но очень красивый городок привлекает богатой, насыщенной историей, самобытным характером, обилием достопримечательностей. Ежегодно сюда едут тысячи туристов, чтобы посетить местные музеи, надышаться свежим воздухом, познакомиться с местной культурой.

Город отличается довольно интересным строением, за что и получил своё второе название («маленький Париж»). План поселения утвердила Екатерина II. Это должен был быть огромный квадрат, который состоит из 16-ти меньших квадратов. Две линии улиц располагались по диагонали, а на их пересечении – центральная площадь. Отчасти это строение сохранилось и по сегодняшний день.

Как добраться

Посетить город можно в составе экскурсионной группы:

Экскурсия из Йошкар-Олы
Экскурсия из Чебоксар
Экскурсия из Казани

История города

Первое упоминание о городе датируется 1644-м годом. Летопись рассказывает о том, что селишко Семеновское выполняло роль торгово-культурного центра. Здесь долгое время поддерживались старообрядческие традиции и обычаи. Город стремительно развивался благодаря активному развитию купечества. Из окрестностей сюда везли «щепной» товар. Это разнообразные чаши, ковши, ложки и прочие атрибуты. В Семенове их окрашивали и отправляли в продажу. До сих пор пользуется популярностью и высоко оценивается уникальная хохломская роспись.

С 1779 года Семеново становится согласно указу императрицы уездным городом. Художественный промысел процветает. Именно здесь начали делать матрёшку. Семеновские мастера на выставке в Японии представили огромную куклу, высота которой достигала рекордных 72-х метров.

За время существования городу пришлось переживать разные времена и события. В течение нескольких веков Семенов являлся одним из самых крупных центров художественной обработки деревянных изделий, за что и обрёл известность во всём мире. В облике этого городка гармонично сплетаются многоэтажные здания и старинные маленькие домики, современные бутики и древние купеческие особняки. Со всех сторон Семенов окружён буйными лесами, поэтому и воздух здесь кристально чистый и свежий.

Достопримечательности

Город Семенов – это тесное сплетение современных и исторических достопримечательностей. Просто прогуливаясь улочками, невозможно не обратить внимания на старинные деревянные домики, окна и фасады которых украшены изящными ажурными композициями. Старые провинциальные домики отлично сохранились до наших времён, локализируются они в историческом квартале. В их архитектуре гармонично сплетаются черты византийского, эклектического и оригинального русского стилей.

Семёновский историко-художественный музей

Это один из самых известных и наиболее интересных музеев Семенова. Располагается он на улице Ванеева в доме под номером 5. Когда-то это была усадьба купцов-старообрядцев Шарыгиных. С 1980 года в большом двухэтажном здании, построенном из красного кирпича, хранятся фонды Историко-художественного музея. Один выставочный зал посвящён жизни, быту и культуре старообрядцев. Самый большой и интересный зал – художественный. Среди экспонатов представлена семеновская игрушка, деревянные изделия, украшенные резьбой, работы местных мастеров, которые знакомят посетителей с основными промыслами городка. И третий зал – литературный. Здесь хранятся редкие издания книг здешних сказочников, поэтов.

Музей народного быта Семена Ложкаря

Не зря Семенов именуют «ложкарной столицей России». Согласно легенде Семен Ложкарь вместе со своей женой и дочерьми занимался изготовлением и росписью оригинальных ложек из натуральной древесины. Мастер использовал преимущественно клен и березу. Изделия получались очень красивыми, практичными и долговечными, расходились по всей территории России. Музей открыли в 2013 году. Здесь всё напоминает традиционные мастерские семеновских умельцев. Дом и придомовые сооружения построены из бревна, внутри – обилие деревянных экспонатов, среди которых, конечно же, деревянные ложки, а также музыкальные инструменты, предметы быта, приспособления для ведения хозяйства и обработки земли.

Благодаря этому Музею народного быта посетители могут познакомиться с семеновской росписью. Здесь регулярно проводят мастер-классы, организовываются фольклорные концерты. Находится музей на улице Чкалова, работает без выходных.

Музейно-туристский центр «Золотая хохлома»

Одной из аутентичных достопримечательностей города Семенова является уникальная технология хохломской росписи. Когда-то эта техника использовалась для отделки посуды, которая поставлялась исключительно в царские и императорские столовые. После того как коллекция изделий была выставлена на Парижской выставке в 1889 году, продукцию начали делать и на экспорт. Технология действительно уникальная, сложная. Чтобы приобрести характерный золоченый цвет, изделия проходят 5 этапов обработки.

  • Заготовки, выточенные из высушенной липы, покрывают красно-коричневым грунтом, они становятся похожими на глиняные изделия.
  • Второй этап – пропитка олифой, натирание алюминиевым порошком. Изделия приобретают характерный матово-блестящий серебряный оттенок.
  • Далее – собственно роспись специальными красками.
  • На поверхность изделий наносят лак.
  • Экземпляры запекают в печи при температуре 120 градусов, вследствие чего они приобретают характерный золотистый оттенок.

Наряду с музейно-туристическим центром функционирует и фабрика, где производят различные изделия: мебель, ковши, ложки, панно, посуду и пр. Туристам расскажут историю хохломской росписи, предложат освоить технику, продемонстрируют театрализованные представления.

Всехсвятская церковь

Религиозная памятка построена в 1863 году на территории, где раньше располагалось кладбище. Для строительства использовали кирпич. Архитектурный стиль здания – русско-византийский. Церковь представляет собой одноглавый четверик, соединённый с колокольней посредством трапезной. Купола выполнены в форме луковицы.

Памятка имеет два придела: Георгиевский и Александра Невского. Она не всегда выполняла функции святыни. В 30-х годах XIX века здесь была водокачка. В 90-х годах церковь возвратили во владение РПЦ.

Никольская старообрядческая церковь

Церковь Николая Чудотворца – это главная религиозная памятка Семенова. Основан храм в XVIII. В его архитектуре сочетаются черты византийского и традиционного русского стилей. В начале XIХ века здание сильно повредилось, поэтому было принято решение построить на его месте новое. В 1916 году на месте старой, ветхой церкви стоял новый храм из кирпича, оформленный в псевдорусском стиле. Полвека (с 1938 по 1989) собор не функционировал. Только в 1989 году его возвратили прихожанам, отреставрировали, возобновили работу святыни.

Железнодорожный вокзал

Большое, современное здание нового железнодорожного вокзала было открыто в июне 2006 года. Общая площадь помещений — 4250 м². Внутри может уместиться более 300 человек. Здесь три этажа. Фасад выполнен в приятных светлых тонах. Помещения оформлены в бело-синих тонах. Архитектурную композицию дополняет крыша цвета морской волны. Внутренне пространство железнодорожного вокзала разделено на функциональные зоны: залы для пассажиров с детьми, санитарные узлы, буфет, зал для длительного отдыха, комната ожидания и пр. Снаружи – основная платформа и перрон.

Усадьба Г.А. Витушкина

Г.А. Витушкин – один из известных ложкарей города Семенова, который владел целой мастерской. В XIX столетии был построен дом Витушкина. Здание возведено из красного кирпича, отлично сохранило свои свойства до наших дней. Малая усадьба на два этажа с большими окнами выполнена в традиционном русском стиле. Объект привлекает изящными архитектурными формами. Фасад пластичный, окна оформлены аркой. При въезде на территорию – тоже массивная арка ворот. Здание оформлено декоративными элементами: выступы, пилястры, углубления и пр. Сегодня в доме находится отделение федеральной почты.

Памятник воинам – интернационалистам

Памятка располагается в сквере вблизи главных административных объектов города. Монумент возведён в честь солдат, которые погибли на войне в Афганистане. Каждый год в день вывода российских войск с территории проведения военных действий здесь отправляют панихиду, почитают героев, погибших в горячих точках. Монументальная композиция состоит их двух одинаковых по размеру стел. Они изготовлены из чёрного гранита. Стелы соединены цепью, на которой, а на ней – золотой колокол. Нижняя часть памятника – камень с мемориальными табличками. Памятник ограждён, сюда часто приносят живые цветы.

Памятник трём коммунистам

И. Козлов, А. Дельфонцов и Н. Завьялов – обычные рабочие, которые были поклонниками коммунистической партии. Они стали неким прототипом всех коммунистов города Семенова. Скульптура располагается на одной из центральных площадей, её торжественно окрыли в 1979 году. Ансамбль состоит из 5-тиметровых фигур трёх мужчин, возвышающихся на пьедестале. Считается, что герои этой монументальной композиции внесли большой вклад в революционную борьбу за советскую власть. Каждый год здесь собираются люди, чтобы почтить память о том периоде и о тех коммунистах, которых уже нет в живых. Народное название памятника – «три мужика», а площади, на которой он располагается – «трёх мужиков».

Воинский мемориал

На улице Чернышевского в Парке Победы установлен памятник воинам, погибшим во времена второй Мировой войны. Открыли монумент в 1985 году. Основание композиции – высокий постамент, изготовленный из красного мрамора. По внешнему виду он напоминает флаг Советского Союза. На постаменте – фигура молодого солдата. В нижней части памятника – табличка. Напротив монумента – Вечный огонь. В нескольких метрах отсюда располагается аллея, где установлены бюсты героев, отдавших свои жизни на войне.

Скит Новый Шарпан

Скит Новый Шарпан основали представители старых обрядов в 60-х годах прошлого века. Здесь они проживали после того, как поклонники никонианских реформ сожгли соседний скит. До 1849 года здесь была чудотворная икона Казанской Божией Матери. Этот скит женский. Жители ведут отшельнический образ жизни, поддерживают и развивают свои традиции и обычаи. Туристы сюда едут на экскурсию или на поклонение. Старообрядцы проживают в небольших домиках, построенных из дерева.

Деревянная хохлома

Русские сувениры ценятся далеко за пределами нашей страны. Не теряет своей актуальности Золотая хохлома – роспись деревянной посуды, традиционный народный промысел. Свое начало хохломская роспись берет из Нижегородской области. Впервые появилась она в торговом селе Хохлома, куда в 17 веке свозились на торги деревянные изделия. Основным хохломским промыслом в те времена было изготовление золоченой, расписанной вручную яркими цветами деревянной посуды. Основным символом хохломской посуды является огненная жар-птица, а столицей Золотой хохломы стал город Семенов Нижегородской области. Здесь предлагает настоящие сувениры Золотая хохлома магазин при Семеновском историко-художественном музее и многочисленные ремесленные лавки. Город Семенов стоит посетить всем, кто интересуется историей и культурой русского народа.

Где изготавливают настоящие русские сувениры хохлома?

Настоящие русские сувениры Золотая хохлома производятся в наши дни в городе Семенове. Здесь находятся фабрики «Семеновская роспись» и «Хохломская роспись», работает государственный музей, открытый в двухэтажном доме местного купца-старообрядца Петра Шарыгина, предлагают свой товар многочисленные ремесленные лавки и сувенирные магазинчики.

Место для фабрик выбрано не случайно. Город Семенов является крупнейшим центром художественной обработки дерева. Секреты резьбы по дереву и росписи деревянной посуды здесь передавались из поколения в поколение. Этим ремеслом здесь занимались целые династии, открывая свои собственные мастерские, лавки и магазины. В городе Семенове на протяжении нескольких веков проживало огромное количество умелых мастеров, чьи имена вошли в русскую историю. Лучшие плоды их трудов сейчас можно посмотреть в местном художественном музее. Постоянно действующие выставки-экспозиции предлагают вниманию посетителей:

  • Лучшие образцы Золотой хохломы;
  • «Семеновский сувенир»;
  • Расписную посуду;
  • Деревянные скульптуры;
  • Уникальную резьбу по дереву;
  • Семеновскую игрушку и многое другое.

Если в данный момент у вас нет возможности отправиться в город Семенов, зайдите на наш сайт, где представлен большой выбор настоящих русских сувениров, включая настоящую хохломскую роспись на декоративной деревянной посуде. Приобрести их можно себе или на подарок. Не забывайте об истории, культуре и традициях великого русского народа.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх