Дачники

Статьи о выращивании растений и уходе за животными

Если обрезать кончик главного корня

Школьная олимпиада по биологии 6 класс

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Задание 1.

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.Какая наука изучает царство растений?

а) биология б) зоология в) ботаника г) экология

2.Группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции называется:

а) орган б) ткань в) организм г) тело

3. На что помещают микропрепарат для рассмотрения его под микроскопом?

а) на увеличительное стекло б) на предметное стекло в) на покровное стекло г) на зеркало

4. Какая часть клетки несёт в себе наследственную информацию?

а) клеточная оболочка б) вакуоль в) ядро г) цитоплазма

5. Берёзы в отличие от зайцев:

а) растут до определенного возраста б) способны активно передвигаться

в) используют органические вещества, образующиеся в их организме из неорганических веществ

г) питаются готовыми органическими веществами.

6. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства является:

а) атом б) молекула в) клетка г) биосфера

7. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ?:

а) дыхание б) выделение в) питание г) деление

8. Рисунок иллюстрирует пример проявления

жизненного свойства:

а) обмен веществ;

б) размножение;

в) движение;

г) рост.

9. Каковы функции основных тканей?

а) обеспечение роста растения за счёт постоянного деления клеток

б) защита растения от перегрева и пересыхания, обеспечение газообмена

в) создание и накопление питательных веществ

г) обеспечение передвижения веществ в организме

10. Не является обязательной структурной клетки:

а) клеточная мембрана б) ядро в) генетический аппарат г) цитоплазма

Задание 2.

Из предложенных вариантов ответов выберите несколько правильных ответов.

1. Свойствами живых организмов считают:

1. Появление ржавчины

2. Размножение

3. Электропроводность

4. Дыхание

5. Теплопроводность

6. Растворимость
7. Рост

а) 2, 4, 7

б) 2, 4, 6

в) 1, 4, 5

г) 1, 3, 4, 5

2. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

1. Живые организмы;

2. Дышат, питаются, растут, размножаются;

3. Выделяют кислород;

4. Образуют на свету органические вещества.

а) 1, 2,

б) 1, 2, 3,

в) 1, 2, 3, 4

г) 3, 4

3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня :

1. Корень погибнет;

2. Все растение погибнет;

3. Рост корня в длину прекратиться;

4. Растение выживет, но будет слабым;

5. Начнут расти боковые и придаточные корни.

а) 3, 4, 5

б) 3, 5

в) 1, 4, 5

г) 2, 4, 5

4. Пластиды могут быть:

1. синими

2. белыми

3. зелеными

4. бесцветными

5. красными, желтыми и оранжевыми.

а) только 2, 3, 4;

б) только 2, 3, 5;

в) только 3, 4, 5;

г) только 1, 2, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

5. Особенностями природной зоны пустыни является:

1. Условия природной зоны, благоприятные для жизни растений и животных

2. Растения имеют сильно-развитую, длинную корневую систему

3. Растительный и животный мир особенно разнообразен

4. Многие растения имеют листья в виде колючек или покрыты воскообразным веществом

5. Животные активны и днём и ночью
6 .В пустыне можно встретить саксаул, алоэ, скорпиона, тушканчика, варана.

а) 1, 4, 6

б) 2, 5, 6

в) 2, 4, 6

г) 2, 3, 4, 5

Задание 3. Задание на определение правильности суждений.

Поставьте знак «+» около номеров правильных суждений.

1.По длительности жизни растения могут быть однолетними и двулетними.

2.Группа растений, которым человек создаёт необходимые условия, называются культурными.

3.Обмен веществ – жизненное свойство, характерное только для человека.

4.Сезонные изменения в жизни растений изучает фенология.

5.Основоположниками науки о тканях — гистологии, являются: итальянец Мальпиги и англичанин Грю.

Задание 4 . Вам предлагаются тестовые задания, требующие соответствия

Установите соответствие между особенностью строения и функцией ткани и их видом.

А. Покровные ткани

1. Состоят из плотно прилегающих друг другу клеток

2. Имеют устьица и чечевички

3. Образованы клетками удлиненной формы

4. Обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды

5. Осуществляют газообмен и испарение воды

6. Включают сосуды и ситовидные трубки

Б. Проводящие ткани

Задание 5 . Творческая задача

Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

Ответы (Максимум – 31 баллы)

Часть1. ( 10 баллов)

в

б

б

в

в

в

а

г

в

б

Часть 2.( 10 баллов)

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (стр. 2 )

55. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является: а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.

56. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает: а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.

57. Из названных белков ферментом является: а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин; +
г) миоглобин.

58. В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.

60. При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с: а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.

1. Печеночные мхи – низшие растения.

2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +

4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

8. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +

10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

11. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

12. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

13. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов. +

14. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

15. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +

16. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

17. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы. +

18. Суккуленты легко переносят обезвоживание.

19. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +

20. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

21. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

22. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

23. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +

24. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. +

25. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Соотнесите красящие реактивы (1 – глицерин; 2 – гематоксилин; 3– фуксин; 4 – хлор–цинк–йод; 5 – раствор Люголя) с эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов: А – окрашивание ядер клеток; Б – окрашивание цитоплазмы; В – окрашивание зерен крахмала в клетках; Г – просветление препарата; Д – окрашивание целлюлозных оболочек клеток.

Красящие реактивы

Эффект применения

Б

В

Д

А

Г

Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах. 01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.

3. На рисунке изображен поперечный срез проводящего пучка картофеля (Solanum tuberosum). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями на рисунке.
А – основная паренхима;
Б – наружная флоэма;
В – камбий;
Г – ксилема;
Д – внутренняя флоэма.

Обозначение

Структура

А

Г

В

Б

Д

4. Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

А)

раскручивание спирали молекулы

Б)

воздействие ферментов на молекулу

В)

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г)

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)

образование двух молекул ДНК из одной

Последовательность

Процессы

Б

А

В

Г

Д

5. Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов

А. Крахмал

Б. Гликоген

В. Целлюлоза

Г. Муреин

Д. Хитин

Функции

Соединение

Д

В

Г

А

Б

Образец матрицы ответов на задания теоретического тура

Фамилия ________________________ Шифр _____________

Имя ________________________

Корневая система томатов

Помидоры — теплолюбивое однолетнее домашние растение с разветвленной корневой системой, глубина корней томатов достигает 2-х метров. Она выполняет функцию питания, насыщает стебель и плоды влагой, полезными элементами из почвы, фиксирует растение в грунте. Правильный уход и подкормка крайне важны, так как со слабыми корнями, которые не получают достаточного питания, не будет ни роста, ни урожая.

Корневая система томатов: виды и характеристики

Если растение находится в комфортных для развития условиях, корни могут появиться в любой вегетативной части, что дает возможность разводить культуру не только семенами, но и черенками, боковыми побегами (пасынками). Глубина залегания корней зависит от сорта: чем выше и крепче сорт, тем длиннее и толще его корневище. Корневая система помидоров имеет стержневое строение. От центрального крепкого ствола отходят небольшие боковые отростки.

Корневая система томатов

Важно! Глубина корней помидоров зависят от плотности грунта, поэтому перед посадкой и периодически после нее землю нужно рыхлить.

Для роста любого растения важно развитие его корневой системы. Чтобы она развивалась хорошо, нужно стимулировать придатки. Корни помидоров тоже нуждается в дополнительной стимуляции. Для этого рассаду, особенно высокорослых сортов, высаживают под наклоном, чтобы ствол отрастил новые корневые придатки.

Для того чтобы урожай был хорошим, нужно уделить особое внимание подготовке грунта. Длина корней у помидоров напрямую зависит от состава почвы, что, естественно, скажется на урожайности.

Для ускорения развития нужно:

  • Прищипывать главный стержень при пикировке саженцев на постоянное место. Обработать томат слабым раствором марганцовки, чтобы защитить от инфекции.
  • Присыпать стебель при его активном росте в нижней части плодородной почвой, чтобы увеличить площадь корневой системы.
  • Регулярно окучивать кусты.

Когда на стебле немного выше почвы появятся белые бугорки, это значит, что настал период роста корней и пришло время для первого окучивания (влажной почвой). Второй раз окучить посадки нужно будет, когда стебель посинеет. Правильное и своевременно проведенное окучивание помогает значительно увеличить корневую систему, тем самым дает растению возможность дать больше плодов.

Виды корневой системы томатов

Еще один полезный и эффективный прием — мульчирование почвы. Мульча не дает грунту полностью высыхать и удерживает влагу, тем самым напитывая растение, а также защищает землю от перегрева, спасает растение от высыхания или гниения. Кроме того, под ней хорошо размножаются полезные для почвы и растений микроорганизмы.

Важно! Обязательно нужно защищать стебель от фитофторы, вредителей, перегрева или влаги. И только при комплексном уходе томат даст хороший урожай.

Советы и рекомендации огородникам

Родина томатной культуры — Эквадор, Перу, а значит, это очень теплолюбивое растение. Чтобы урожайность была хорошей, нужно обеспечить должный уход как стеблю, так и корневой системе. Для этого потребуется создать оптимальные условия для корней, чтобы ствол растения хорошо рос и «выкормил» достаточно плодов: удобрить почву, подавить патогенные организмы.

Если планируется выращивание томатов на подоконниках, нужно очень тщательно подойти к выбору сорта. Подойдут только низкорослые разновидности с компактной подземной частью. Неверный выбор сорта может привести к гибели рассады из-за нехватки кислорода и солнечного света, места для развития. Эти овощи требуют свободы в почве, их корешки не смогут нормально развиваться в узких вазонах. Гораздо больше для них подходит теплица: в ней стабильная температура, плодородный грунт и достаточно места.

Пересаживание рассады

На заметку! При выращивании помидоров рассадным методом нужно учесть, что их корневая система при пересадке или пикировании будет поверхностной. Поэтому рассадные помидоры не могут впитывать влагу из глубины почвы и нуждаются в дополнительном поливе и качественной подкормке.

Для правильного формирования корневой системы из семечка потребуется:

  • Семечки поместить в воду с солью (1 ч.л. на 0,5 л.воды). Таким образом отбираются хорошие семена, пустые невсхожие всплывают, их сразу можно выбросить.
  • Следом нужно замочить хорошие семена в теплой воде (не меньше +25°С) на 18 −20 часов.
  • После замачивания просушить семена на бумажном полотенце или салфетках.
  • Поместить семена, замотанные во влажную марлю, в холодильник на сутки, после чего их подсушить.
  • Высадить семена в грунт.

Такая подготовка закалит посадочный материал, растения из него будут более жизнестойкими.

При правильной подготовке семян и почвы, грамотном уходе можно ежегодно снимать отличные урожаи помидоров.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх